Дело о заговоре. Прения сторон

Больные фантазии

В суде по уголовному делу о заговоре с целью захвата власти продолжаются прения сторон. После выступления государственного обвинителя слово предоставили защитнику Александра Федуты. Адвокат заявила: «Федута поверил в то, во что хотел поверить. Федута признал вину частично, несмотря на то, что заговор существовал не в реальности, а лишь в его фантазии». Да, Федута на начальных этапах судебного разбирательства действительно пытался изображать заговор как нечто из области «собрались, обсудили, посмеялись». Но серьезность намерений заговорщиков подтвердили доказательства, представленные в суде. Именно поэтому государственный обвинитель запросил для всех участников заговора, в том числе и для Федуты, по 12 лет лишения свободы.

Линия защиты: все валить на провокатора…

Затем адвокат обратилась к заявлениям Федуты, в которых он утверждал, что причиной совершения им преступления стала провокация. Когда поняли, что с фантазиями не получается, обвиняемый поменял линию защиты и заявил, что его спровоцировали. 

После этого адвокат разъяснила суду, что же такое провокация с точки зрения различных источников. Это для того, чтобы суду стало очевидно, что имеющиеся в деле материалы, полученные в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ) и принятые судом в качестве доказательств по делу, таковыми не являются. Потому как все это не более чем провокация в отношении группы прекрасных людей, которые просто разговоры разговаривали. 

Действительно, в деле имеются различные материалы. Они получены в ходе проведения ОРМ, продолжавшихся в отношении заговорщиков с 28.08.2020 г. по 11.04.2021 г. Защитник Федуты сочла, что появившийся среди заговорщиков «силовик» Иван Журавский и стал тем провокатором, который подтолкнул заговорщиков к началу активных действий. 

То есть до появления Журавского люди просто фантазировали о свержении власти, а с его появлением дело-то и пошло…

Само проведение ОРМ адвокат сочла незаконным, ведь они велись длительно и даже на территории России, где и закончились с задержанием Федуты и Зенковича. Поэтому в качестве доказательств материалы ОРМ использовать никак нельзя. 

Далее защитник Александра Федуты старается показать, что исключительно Журавский виноват в том, что заговорщики пошли дальше разговоров. Поэтому ОРМ, считает адвокат, необходимо было прекратить еще до приглашения в теплую компанию заговорщиков ее подзащитного. По мнению адвоката, ОРМ в данном деле были направлены фактически на расширение заговора и вовлечение в него большего количества участников. Например, Федуты. 

При этом защитник невольно характеризует добровольность вступления в заговор ее подзащитного, утверждая, что «расширение заговора», спровоцированное Журавским и ОРМ, могло стать причиной вовлечения в него и некоторых свидетелей, например Антусевича и Ярошука. Но ведь не стало. Ни Ярошук, ни Антусевич в ряды заговорщиков не вступили, хотя им тоже предлагали. А Федута вступил. 

Адвокат Федуты выступала долго и эмоционально. Хорошо выступала. Обвиняемого спровоцировали, он не планировал захват власти, и вообще это все задумал исключительно Журавский, а ОРМ вовсе незаконны, их материалы нужно считать недопустимыми доказательствами и не принимать во внимание. А еще адвокат упоминала свидетелей, выступавших в суде исключительно для подтверждения того факта, что Федута человек образованный. И только поэтому его пригласили к участию в заговоре. Правда, на что влияет образованность Федуты в свете его активного участия в заговоре, так и не стало понятней… 

В завершение своего выступления адвокат ожидаемо попросила оправдать Александра Федуту ввиду его невиновности. О том, что решит суд по поводу виновности или невиновности Федуты и других участников заговора, мы узнаем в ближайшие дни, когда будет вынесен приговор.

Шутки закончились

Следующим выступает защитник Григория Костусева. В своей речи адвокат отметила, что никаких данных, свидетельствующих об активном участии Костусева в заговоре, суду не было предоставлено. Он якобы не участвовал в подготовке активных действий, не составлял никаких списков и документов, не способствовал расширению списка лиц, вовлеченных в заговор.

Как заявила защитник, еще в самом начале процесса Костусев выразил свое отношение к предъявленным обвинениям: вину не признаю, потому что принимал участие в Zoom-конференциях без права голоса и не придавал серьезного значения тому, что слышал от других участников. Также Костусев пояснял, что участвовал лишь в обсуждении ситуации в стране и надеялся через Зенковича выйти на американцев, которые могли бы помочь в решении некоторых вопросов, связанных с деятельностью БНФ и никак не связанных с заговором. Еще Костусеву было интересно послушать точку зрения Федуты о ситуации в стране.

По мнению адвоката, ее подзащитный участвовал в обмене взглядами с соратниками по партии и просто с умными людьми, а разговоры о смене власти он воспринимал как пустой треп. И вообще Костусев готов был к сотрудничеству с властью. 

Свое выступление адвокат завершила указанием, что, с ее точки зрения, обвинение основано на предположениях, в материалах нет доказательств его вины. И попросила оправдать своего подзащитного полностью в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Однако пустые или несерьезные разговоры привели Костусева на скамью подсудимых. Степень его вины определит суд в приговоре.

 

Зенкович имел амбиции

В судебном заседании выступает защитник основного фигуранта дела — Юрия Зенковича. 

Адвокат начал свое выступление с вопросов к суду и обвинению по поводу срока наказания, который был запрошен гособвинителем его подзащитному (12 лет лишения свободы). По мнению адвоката, срок чрезмерный, особенно с учетом досудебного соглашения, заключенного Зенковичем после предъявления ему обвинения и, по мнению прокурора, исполненного в полном объеме.

В остальном защитник также избрал тактику перекладывания вины на «силовика» Ивана Журавского, который, как уже звучало в зале судебных заседаний ранее, в заговор всех и вовлек. Ох уж этот Журавский! 

Мотивация для смены власти у Зенковича была самая светлая, никаких низменных побуждений у него не было и быть не могло. А еще, по мнению защитника, были у Зенковича здоровые амбиции: хотел участвовать в президентских выборах. И все-то у него было (дом в Америке, адвокатская лицензия, жена, финансовая стабильность), но вот, видимо, амбиции зудели и не давали спокойно жить в свое удовольствие далеко от Беларуси. Или же не все было так прекрасно у Зенковича, как ему хотелось. Вот и затеял заговор в надежде удовлетворить свои амбиции. 

Как напомнил защитник, у Зенковича были некие кураторы, которые, например, разработали для заговорщиков план «Тишина». По мнению адвоката, это свидетельствует о том, что сам Зенкович ничего не планировал, подчинялся то мифическим кураторам, то понуканию Журавского.

Поэтому защитник попросил суд оправдать Зенковича по всем составам предъявленных ему обвинений в связи с невиновностью. 

Напомним

С 29 июля судом Минской области рассматривается уголовное дело о заговоре с целью захвата государственной власти. По уголовному делу в качестве обвиняемых привлечено пять человек: Юрий Зенкович, Александр Федута, Григорий Костусев, Ольга Голубович и Денис Кравчук. 

Зенкович, Федута и Костусев обвиняются в заговоре, совершенном с целью захвата государственной власти неконституционным путем (ч. 1 ст. 357 УК). Им грозит наказание от 8 до 12 лет лишения свободы.

Еще два фигуранта, Ольга Голубович и Денис Кравчук, обвиняются в активном участии в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 1 ст. 342 УК). Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы до 4 лет, или ограничение свободы от 2 до 5 лет, или арест. 

Кроме этого, Зенковичу инкриминированы создание экстремистского формирования и руководство таким формированием (ч. 1 ст. 361-1), призывы к захвату государственной власти (ч. 3 ст. 361), разжигание социальной вражды и розни, совершенное группой лиц (ч. 3 ст. 130). Максимальное наказание, которое возможно исходя из санкций данных статей, — до 12 лет лишения свободы. 

Государственным обвинением были запрошены следующие наказания для обвиняемых:

Юрий Зенкович, Александр Федута и Григорий Костусев — по 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима каждому;

Ольга Голубович и Денис Кравчук — по три года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима каждому.

Сроки, озвученные гособвинителем, не являются приговором. Согласится ли суд с мнением прокурора, узнаем в ближайшие дни.

krasovskaya@sb.by 
Дело о заговоре: в судебном заседании выступили адвокаты Голубович и Кравчука

Обвиняемые выступили с последним словом

Костусев считает, что всегда работал на благо нашего государства

Голубович плачет, Зенкович цитирует, Кравчук признает вину. История СС в последнем слове…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter