Нужен ли Беларуси собственный "Голос"?

Дело не в голосе

Белорусские артисты штурмуют российские и украинские музыкальные проекты. Нужен ли нам собственный "Голос"?
Не успели телевизионщики из стран–соседок натереть до блеска сцену к очередному сезону «Голоса» и «Х–фактора», а белорусский шоубиз тут как тут. Неистребимое желание показать себя в вечернем прайм–тайме на центральных российских и украинских каналах уже который сезон заставляет наших артистов отслеживать даты кастингов, готовить программу специально для Меладзе и скупать билеты на поезд Минск — Москва — Киев — Минск. Ни одно рейтинговое музыкальное шоу последнего времени — «Голос» на Первом канале, «Х–фактор» и «Голос крахни» на украинских СТБ и 1+1 — не обошлось без них. В новом телесезоне как за родных переживаем за Яна Маерса, Ивана Вабищевича (он же Дядя Ваня), солиста группы «Re1ikt» Владимира Козлова и огненно–рыжую Берту (в миру — певицу Наталью Бертош). Пока Маерс пробует покорить российский шоубиз под крылом Димы Билана в пятом сезоне российского «Голоса», остальные борются за выживание в тренировочном лагере седьмого «Х–фактора». О родных музыкальных пенатах артисты, впрочем, тоже не забывают. Участвуют в сборных «солянках», периодически мелькают в отечественных телеэфирах. При этом сетуют: масштабы, мол, совсем не те... 

О белорусском аналоге «Голоса», признаются телевизионщики, задумывались еще несколько лет назад. Потом в силу различных причин от этой идеи отказались. Во–первых, покупку франшизы ни одна из кнопок бы не потянула — сумма, рассказывают в телевизионных кулуарах, измеряется несметным количеством нулей. Во–вторых, приводит пример заместитель генерального продюсера Белтелерадиокомпании Анна Елфимова, нашему зрителю больше интересен локальный продукт, а не раскрученный в странах–соседках, пусть и суперуспешный телевизионный бренд:

— Пока эти шоу транслируются на территории Беларуси, нет смысла вкладываться в такие же проекты. Более того, я не уверена, действительно ли нам нужен, допустим, «Голос» по–белорусски. Достаточно ли музыкального материала? После проекта «Я могу» мы заметили интересную особенность: зритель больше сопереживает своему, родному. Условно говоря, талантливые и самобытные артисты районных ДК аудитории интереснее, чем далекие от него звезды. Поэтому сейчас для нас в приоритете развитие именно локальных музыкально–развлекательных проектов.

Ставку на собственный оригинальный телепродукт делают и коллеги Елфимовой с СТВ. В белорусской версии «Голоса» пресс–секретарь телеканала Ирина Ромбальская смысла также не видит:

— У «Голоса», «Х–фактора» и прочих суперпопулярных шоу производство поставлено на поток: отсняли сезон, выбрали победителя, поехали дальше. Через сезон–два о финалистах никто и не вспомнит, они предоставлены самим себе. У нас все происходит душевнее, что ли. Например, для проекта «Поющие города» наша команда объехала около сотни населенных пунктов, собирала таланты по всей стране. Делает ли «Голос» что–то подобное, колесит ли по глубинкам? Если ты не имеешь возможности приехать в Москву, команда профессионалов за тобой, увы, сама не отправится, будь ты хоть трижды самородком. Второй момент: мы не бросаем артистов на произвол судьбы. Например, один из финалистов «Поющих городов» Алексей Кулешов по–прежнему принимает активное участие в жизни канала. Недавно пел с Викторией Алешко в проекте «Две звезды», периодически выступает в концертах. То же самое могу сказать про девочек из группы Milki. Сейчас они с Александром Рыбаком активно гастролируют, у них есть площадки для творческой реализации. Недавно в одной из соцсетей мы разместили объявление о новых «Поющих городах» — спрос огромный, заявки присылают в том числе и из соседних стран. Задумываемся над его продолжением. И могу уже точно сказать, что скоро будет второй сезон «Двух звезд» — программа очень полюбилась зрителям.

Телевизионный продюсер и независимый медиаконсультант Владимир Максимков уверен: пока в эфире идут российские и украинские шоу, своего «Голоса» зритель ни за что не примет. В чем причина?

000 лица-максимков-030611 (Копировать).jpg— Скажу честно: в том, чтобы выпускать свой подобный проект, не вижу необходимости и смысла. Я бы рекомендовал белорусским каналам развивать тот сектор, за которым зрителю было бы точно интересно наблюдать — белорусскоязычную музыку. Почему бы не совместить формат, проверенный во всем мире, с собственным оригинальным контентом? Кроме того, есть идея совместить нацотбор на «Евровидение» с тематическим музыкальным шоу. Зачем выбирать делегата за один день и в непонятных условиях, если это можно превратить в отдельный независимый проект: искать артистов, готовить их, выбирать лучших и принимать решение всей страной? Уверен, за такой программой зрители следили бы с не меньшим энтузиазмом, чем за российскими музыкальными перипетиями.

Ян Маерс, который сейчас находится в Москве на съемках очередного выпуска «Голоса», признается:

1-Ян Маерс2 (Копировать).jpg

— В белорусской версии программы не стал бы участвовать по одной простой причине: я с 12 лет на сцене и лично знаком со всеми нашими артистами. Мы работаем на одних концертах, встречаемся на одних и тех же площадках и мероприятиях. Как мы можем друг с другом конкурировать?! Кроме того, мое участие было бы нечестным по отношению к начинающим артистам. А в России меня пока не знают, поэтому сейчас как раз и стараюсь исправить эту ситуацию.

Впрочем, ставить крест на музыкальных шоу белорусского производства музыкант не собирается:

— Белорусы славятся тем, что, имея минимальные ресурсы, умеют делать очень хороший продукт. Такие проекты, как «Голос» и «Х–фактор», требуют огромных бюджетов — в этом, думаю, главная проблема. А человеческий и профессиональный ресурс и у нас на высочайшем уровне. Так что когда–нибудь будет и на нашем ТВ пусть не «Голос», но свое хорошо скроенное шоу.

Нахваливает отечественный продукт и Виталий Воронко, наделавший шума в английской передаче Britain’s Got Talent:

— Поверьте мне, по уровню подготовки и организации «Академия талантов» ничем не отличается от зарубежных проектов. «Академия...» открыла мне двери в мир шоу–бизнеса, познакомила с продюсером Владимиром Кубышкиным. Вообще, главный итог шоу — реализовать себя как артиста. А ведь многие просто опускают руки, зазнаются и думают, что всего достигли. Мне хочется, чтобы музыкальных проектов, не важно каких — оригинальных или сделанных по франшизе, в стране было как можно больше и чтобы артисты после участия в них становились настоящими профессионалами своего дела.

А вот Наталья Бертош, не так давно покорившая Константина Меладзе «Капиталом» в оригинальной джазовой обработке, считает, что белорусский «Голос» очень бы оживил местный музыкальный рынок:

— Но при этом я не верю в возможность сделать проект подобного уровня на нашем ТВ. К сожалению, такие конкурсы требуют больших материальных и человеческих ресурсов, которых в стране просто нет. Зачем мне участие в «Х–факторе»? Для меня проект был интересен в первую очередь мнением Константина Меладзе. Теперь я его знаю и могу двигаться дальше. Увы, у нас годами можно работать, стараться, писать песни, но так никуда и не пробиться. А вот если получаешь признание за границей, то и на родине интерес к тебе появляется. Почему так, лично мне непонятно.

— Даже после успешных выступлений в «Голосе» или том же «Х–факторе» не все наши исполнители находят свое место под российским или украинским солнцем, — подытоживает Виталий Воронко. — Причина, на мой взгляд, в том, что изначально многие едут туда только потому, что зрители в нашей стране своих артистов не воспринимают. Не знаю, наступит ли день, когда белорусы начнут поддерживать своих исполнителей до того, как те засветятся в других странах. Хотелось бы, конечно, чтобы наступил.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 188 (25070). Пятница, 30 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter