Приемущства государственно-частного партнерства обсуждены на парламентских слушаниях

Дело не в форме собственности, а в содержании

В кризисные периоды мировой экономики наиболее дальновидные правительства и инвесторы активно вкладывают деньги в развитие инфраструктуры. От нее в конечном итоге зависит конкурентоспособность экономики и нации. И такие страны, как Швейцария и Сингапур, наглядно это подтверждают. А теперь небольшая задачка на логику. В нашем Правительстве подсчитали, что на развитие инфраструктуры в стране (дороги, детские сады, школы, больницы) на первоначальном этапе требуется 2,5 миллиарда долларов, или около 3,5 процента ВВП. Эти расходы невозможно профинансировать из бюджета. Вопрос: где взять деньги при условии, что займы извне нежелательны? Решение из мировой практики известно: использование механизма государственно-частного партнерства. Его перспективы обсуждены на парламентских слушаниях с участием депутатов, членов Правительства, предпринимателей, международных экспертов. 

В самом общем виде идея ГЧП проста. Частный капитал привлекается в те сферы, где у государства есть интерес, но не хватает ресурсов. Частник строит объект, какое-то время управляет им, потом передает государству и получает определенную плату. По такому принципу давно работают во многих странах. В том числе и наши ближайшие соседи россияне, запустив строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург. В Северной Ирландии таким образом реализуется программа по строительству 150 школ. Во Франции благодаря взаимодействию государства и бизнеса возвели огромный клинический центр «Сюд Франсильен». 

Почему бы и нам не попробовать? Тем более что хорошие примеры уже есть — это реализованный австрийской компанией проект по взиманию платы за проезд транспортных средств по республиканским дорогам.

Преимущества ГЧП очевидны. Ведь частник приходит не только со своими деньгами, но и привносит современные технологии, менеджмент. Он получает возможности для развития своего бизнеса, а государство — средства для модернизации экономики и социальной сферы. В выигрыше и простые граждане. Скажем, многих минчан беспокоит дефицит мест в дошкольных учреждениях. Решить проблему могло бы раскрепощение частного сегмента в этой сфере, открытие семейных детских садов. 

Министр экономики Николай Снопков обратил внимание еще на один принципиальный момент:

— В условиях преобладания государственного сектора использование модели ГЧП — это превосходная возможность для национальных и иностранных инвесторов получить доступ к секторам экономики, которые исторически находятся под контролем государства, в том числе к транспортной и энергетической инфраструктуре. Иными словами, ГЧП — это прекрасная альтернатива приватизации, позволяющая максимально сохранить госсобственность, обеспечив при этом ее эффективное управление. 

Уже в начале следующего года Парламент начнет обсуждать законопроект о государственно-частном партнерстве. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктор Валюшицкий уверен: этот правовой акт сформирует четкие правила игры и для государства, и для частного капитала. Но вот вопрос: решит ли ГЧП проблему привлечения инвестиций. Помощник Президента Кирилл Рудый призвал участников дискуссии критически взглянуть на эту тему и не торопиться с принятием закона. Тем более что в мировой практике хватает негативных примеров. Скажем, сможет ли частник выполнить проект в срок по заявленной цене и соответствующего качества? В Великобритании за 20 лет было реализовано 717 проектов ГЧП, из них только около 70 процентов в срок и с надлежащим качеством. Каждый третий контракт выполнен с нарушениями. У нас тоже нельзя исключать такие риски. И дело тут не только в частнике. Вряд ли с введением ГЧП сократятся сроки подготовки проектно-сметной документации, принятия решений в госорганах, упадут цены на стройматериалы и услуги строителей. Для начала надо разобраться, что сдерживает развитие ГЧП, убрать эти препятствия, а потом принимать закон, считает Кирилл Рудый. 

Образно говоря, дорожки нужно делать не там, где красиво, а там, где чаще ходят люди. 

konon@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter