Более чем на 20 процентов уменьшился с начала года в денежном выражении экспорт сельхозпродукции и продуктов питания

Дело на миллион долларов

Более чем на 20 процентов уменьшился с начала года в денежном выражении экспорт сельхозпродукции и продуктов питания. На это повлияли падение цен на мировом рынке и девальвация российского рубля. Однако и сами экспортеры приложили недостаточно усилий для поиска новых рынков сбыта. Необходима дальнейшая концентрация усилий в этом направлении. Такую задачу поставил Премьер-министр Андрей Кобяков на заседании Президиума Совета Министров при обсуждении вопросов внешней торговли.


Четырнадцать белорусских предприятий поставляют молочную продукцию в Китай

Признаюсь честно: рука не поднимается бросать камешки в огород предприятий, поставляющих продукты за рубеж. В натуральном выражении реализация по многим из них выросла на 10—30 процентов. Но недоработка все же есть. Все прекрасно знали о прогибе российского рынка, Правительство неоднократно поднимало вопрос о диверсификации экспорта. А что видим в реальности? Ближайшим восточным соседям за три квартала предприятия Минсельхозпрода отправили 94,3 процента продукции — даже на полпроцента больше, чем год назад.

Слабым утешением на этом фоне может служить тот факт, что теперь экспортные поставки идут в 51 страну против 45 в 2014-м. В полтора-два раза увеличились они в Армению, Кыргызстан, Узбекистан. Но в общем объеме стран СНГ (без России) составили лишь 57 процентов к прошлому году. В дальнее зарубежье продано продукции на 40 миллионов долларов. Сравним: в Россию она идет на миллиарды.

В такой ситуации надо изучать опыт тех, кто умело перенаправляет потоки.

Среди немногих перерабатывающих предприятий, у которых экспорт в денежном выражении упал минимально, — ОАО «Савушкин продукт». Предприятие реально взялось за диверсификацию экспорта. Курс на страны Юго-Восточной Азии. Первые партии цельномолочной продукции отправляли в Китай самолетами. Поскольку это тяжелым бременем ложилось на себестоимость, со временем переключились на контейнерные перевозки поездами. Однако такие поставки приносят лишь сотни тысяч долларов. Нужны более масштабные проекты.

— Одним из них станет реализация в ЮВА высококачественной деминерализованной сыворотки, — рассказал генеральный директор ОАО «Савушкин продукт» Александр Савчиц. – Такой товар востребован при изготовлении лекарств, детского питания и кондитерских изделий. Если все сложится, как ожидаем, можно будет говорить о продажах на миллионы долларов.

Сейчас специалисты предприятия находятся в Китае и на Филиппинах. Ведутся переговоры о заключении контрактов на следующий год. Прорабатывается также возможность продажи продукции в Корею.

Западный рынок осваивать значительно тяжелее. Но и здесь при продуманных подходах возможны прорывы. Возьмем ОАО «Березовский сыродельный комбинат». У предприятия есть разрешение на поставки сыра в ЕС. Но, по словам директора Владимира Попени, воплотить его в жизнь пока невозможно. Например, если оптовая цена килограмма 3,5 евро, то к ней добавляется примерно 60 процентов пошлины. В результате товар становится неконкурентоспособным.

Но на комбинате не пали духом. Взялись за наращивание поставок на Запад другой продукции, рассказала первый заместитель директора Ирина Тюшкевич:

— Если в прошлом году отправили в Евросоюз 60 тонн сухой сыворотки, то в нынешнем в два раза больше. Наполовину вырос экспорт казеина. А в США его реализация увеличилась в 4 раза. Даже несмотря на общее падение мировых цен на эту продукцию, денежная выручка за счет объемов также выросла.

Несомненно, мясо и молоко всегда будут основой нашего экспорта. Но в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры надо активнее продвигать и другую продукцию. Например, льноволокно. Сегодня это главный экспортный товар в дальнем зарубежье среди белорусской сельхозпродукции. Его можно реализовывать и в больших объемах, в том числе и через частные структуры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter