Кононовичи вдруг на домашнем аресте. Кому и зачем это надо?

Дело Кононовичей. Какую игру ведет СБУ?

Исчезнувшие в марте и обнаруженные потом в СБУ, киевском СИЗО этнические белорусы, граждане Украины братья Александр и Михаил Кононовичи вдруг выпущены под домашний арест. Удивились все, ведь до этого суд игнорировал необоснованность содержания под стражей, ходатайства защиты об изменении меры пресечения. И тут неожиданно в пятницу вечером судья объявляет: идите, Кононовичи, домой, электронные браслеты только на ноги наденьте.

С чего вдруг такая благосклонность?.. Ясно одно: украинские спецслужбы ведут какую-то игру, для чего-то им все это нужно.


* * *

Кононовичи, напомню, пропали в Киеве 3 марта 2022‑го. До этого на них объявила охоту СБУ. Спустя почти два месяца после исчезновения стало известно (от людей, освободившихся из мест заключения), что братьев задерживали украинские националисты. Несколько дней людей избивали до полусмерти, были поломаны ребра, разбиты лица… Врача долго не пускали, чтобы не фиксировать травмы. Само задержание оформили только 5 марта.

Плюс ограбление. Пропали вещи украинцев. А еще банковские карты с 5 тысячами долларов, телефоны, часы, в том числе именные... Всего этого при задержании якобы не было, в деле не отражено. Да и самого протокола изъятых вещей тоже нет.

Уголовное дело против Кононовичей сфабриковано 1 февраля. Еще до суда украинские спецслужбы заставляли признать себя виновными по частям 1 и 2 статьи 109 Уголовного кодекса Украины («действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя или на захват госвласти»). Угрожали: мол, если откажутся сесть на 10 лет — сядут пожизненно. Братья отказались, ответили, что невиновны и что признаваться им не в чем.

Круглосуточная слежка, прослушка и «браслеты».

В чем обвиняют Кононовичей? Первое. 27 февраля 2022‑го они якобы провели акцию и планировали захватить здание одной из районных администраций в Киеве. Потом в дело пытались приплести какое-то оружие… Однако тут не установлено ничего: ни точное место проведения «акции», ни время и обстоятельства, при которых все будто бы происходило, ни люди, с которыми Кононовичи «планировали захват». Здание просто увешано видеокамерами, но ни одной записи нет, а найденные «свидетели» плохо помнят события. Тяжело вспомнить то, чего не было. Про оружие я вообще молчу. Молчат и те, кто пытался добавить его в материалы.

Второе. Обвинение построено также на публикациях из Facebook 2019 — 2021 годов. Почему сейчас, спустя годы? Ну, например: «Преступление власти и укрнационалистов в Донбассе не имеет срока давности! Преступники должны помнить о неотвратимости наказания», «Киевский режим осудил выборы в Белоруссии. Это говорят нацисты, которые воюют со своим народом, историей, где жгут и убивают оппозиционеров и где в застенках тысячи политзаключенных», «Каждый украинец должен бороться с еврофашизмом в нашей стране, каждый на своем месте», «Верните коммунистов».

Мишу брат нашел без сознания на полу. Скорая. Тревога врачей, а потом... «Здоров, выписываем», — сказал доктор. Видимо, после визита в больницу СБУ?

Ну и где тут свергают и захватывают власть? Критика — да, есть. Но право критиковать гарантировано Конституцией Украины. Есть и оценочные суждения. Более того, в Украине гражданские суды руководствуются решением ЕСПЧ, в котором сказано, что это допустимая критика и границы допустимости критики публичных лиц гораздо шире, чем обычных граждан. Причем, называя любую публичную персону любыми нехорошими, нецензурными словами, суд не может заставить человека опровергать эти слова. Обычно в укросудах это нормальная практика.
А самое главное — нет доказательств, позволивших возбудить и уж тем более судить по столь серьезной статье. Не предъявлены и по сегодняшний день.
На сам судебный процесс обвиняемых все эти месяцы то водили, то не водили. То конвоя якобы не было, то еще чего. Сейчас нет электричества, на улице Киева стреляют. Заседание перенесено до лучших времен.

…По всему миру, в Европе проходят акции в поддержку Кононовичей. Людей требуют отпустить и прекратить репрессии против неугодных. В суд планируют приехать евродепутаты.

По всему миру, в Европе проходят акции в поддержку Кононовичей. Людей требуют отпустить и прекратить репрессии.

Более полугода сторона защиты просила отпустить братьев в том числе под залог, под домашний арест. Но эти ходатайства судом отклонялись. Сроки содержания под стражей продлевались, с нарушением, задним числом.

— А тут пятница, суд, и вечером судья сообщает: идите, мол, электронные браслеты только на ноги наденьте, — рассказывает мне Михаил. — Мы в шоке. В шесть вечера нас просто выбрасывают на улицу, без верхней одежды, ключей от квартиры, денег… Надо «браслеты» вешать — некому. Говорят, пятница, уже все домой порасходились… В общем, добрались, стоим с адвокатом под дверью. Фирму вызвал, дверь вскрыть не могут. Полицию вызвал, сказали, что вскрывать не будут. Комендантский час, а мы в квартиру никак не попадем.

До этого, говорит, им несколько дней «устраивали цирк» с очередным продлением срока содержания под стражей.

Что за игру ведут эсбэушники? Зачем выпроводили на улицу тех, кого с таким усердием отправляли за решетку?

Давайте порассуждаем. Липовое дело явно разваливается. И тут уже никакой украинский судья Рихтер не найдет сову для такого «глобуса». Понимает: вынести в этой ситуации нужный СБУ приговор — значит поставить жирнющий крест на собственной карьере. Ему б хоть какой факт, чтоб опереться. А нету.

Раньше заседания по два раза в неделю назначали, а тут скоро месяц без заседаний. Вообще. О многом говорит и то, что уже трижды не явились свидетели несуществующего митинга, следователь, понятые... Тоже прекрасный повод ангажированному суду не продолжать рассмотрение дела в открытом процессе.

Что делать? Подбросили парням телефон, в надежде отследить контакты, а потом спасти провальное дельце, например, шпионажем, госизменой, а лучше — раскрытием целой шпионской сети на территории незалежнай. Но тоже не срослось.
Именно по этой же причине, как мне видится, теперь эсбэушники выпроводили парней под домашний арест. «Браслеты» надели не сразу, надеясь, что Кононовичи что-нибудь от безысходности учудят. Ну, скажем, к белорусской границе бросятся, а их там — цап. И, глядишь, дельце заиграет новыми красками. Но Кононовичи — люди законопослушные, чудить не планировали.
Сейчас им всячески демонстрируют, что наблюдают за ними круглые сутки. Читают переписку, звонки слушают. В квартире периодически бывают. К примеру, когда братьев на скорой увозили в больницу (Миша ночью потерял сознание, был в коме, ему температурку померили и домой послали). В общем, не теряют надежды спасти хоть чем-нибудь липовое обвинение.


Вот еще, Миша мне теперь говорит:

— Сидим в четырех стенах, на улицу выйти не можем. Отключают электричество, а это постоянные проблемы с «браслетами»… За всю эту историю мы потеряли здоровье. Писали в суд заявление, чтобы пустили к врачам, наши просьбы банально не рассматриваются. Потом: у меня задолженность за квартиру 15 тысяч, я не могу работать, мне нечем платить, мне не за что есть. Нет доступа к банковскому счету. Просим: снимите «браслеты», дайте возможность работать! За что нам жить? Хлеба не за что купить! У нас сейчас отключат и воду, не только электричество. Уже за неуплату. Мы подали еще одно прошение, по поводу одежды. Все наши вещи были украдены СБУ, у нас нет теплых курток, ходим в суд в легкой одежде и обуви. Кроме того, нам никак не выдадут паспорта из СИЗО, поскольку суд никак не определится с днем выдачи.

Следующее заседание запланировано на 14 декабря.

gladkaya@sb.by

Ранее по делу:  Укрофикция. Суд-2

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter