Источник: Знамя юности
Знамя юности

Придумать несуществующих персонажей и получить критику от автора: книжный иллюстратор – о своей работе

Дело книжное

Как найти компромисс между желаниями заказчика и амбициями художника, почему книги без иллюстраций не так востребованы и можно ли с помощью картинок добавить интерес к сюжету произведения? Книжный иллюстратор Глеб Сидоренко отвечает на вопросы о своей работе. 


1. Итак, хочу стать книжным иллюстратором. С чего начать?

– Для начала было бы неплохо получить художественное образование. Я, например, учился в художественной школе в родном Бресте. Затем окончил минскую гимназию-колледж имени И. Ахремчика, после – Белорусскую государственную академию искусств и еще магистратуру. В академии у нас был курс книжной иллюстрации, на котором мы учились делать макеты и иллюстрации. Что еще нужно? Умение рисовать, способность интересно мыслить. И конечно, издательство, которое будет предлагать заказы. 

2. Если я не умею рисовать, не смогу стать иллюстратором? 

– Ну, для того чтобы не обесценить профессию, на которую я так долго учился, скажу, что нет. Это правда: на хирургов столько не учатся, сколько на художников. Но даже если вы просто скачаете Illustrator или Photoshop (два самых популярных графических редактора), то что вы там будете делать? Все равно наш главный инструмент – рука, чистый лист и карандаш или кисточка. 


3. Перед тем как иллюстрировать книгу, читать ее обязательно?

– Конечно. Мы же должны от чего-то отталкиваться. Как минимум нужно понять, что хотел сказать автор. А как максимум – проникнуться духом и атмосферой книги и попытаться выразить мысли писателя. Но это не исключает того, что нужно постараться привнести в книгу еще и свои мысли как иллюстратора. 

4. Зачем нужны картинки, если в тексте уже все написано?

– Хороший вопрос. Я, например, вообще не покупаю художественную литературу без иллюстраций. Мне как будто бы неинтересно. Хотя, безусловно, книга сама по себе – готовый самостоятельный продукт, но когда в ней еще есть картинки, от этого читатели только выиграют. С иллюстрациями книга становится гораздо «вкуснее». 

5. Любой художник может стать иллюстратором?

– Думаю, да. У художника перед тем, как он садится писать, должна быть в голове некая тема, мотивы. Книга сама подсказывает эти мотивы: абсолютно неважно, в какой технике ты работаешь. Это может быть даже скульптура. Если ее сфотографировать и вставить в фолиант как произведение искусства, она запросто может стать иллюстрацией.

6. Академический рисунок – это основа основ?

– Он важен, разумеется. Невозможно стать художником, не имея основы. Если есть база академического рисунка, то и пространства для вариаций становится гораздо больше. Но не могу сказать, что тот, кто прекрасно владеет академическим рисунком, будет потрясающим иллюстратором. У человека может быть слабый рисунок, но большой творческий потенциал и своя классная стилистика. 

7. Кто придумывает, что нарисовать: автор, издатель или художник?

– Художник. Потому что он является автором своего произведения. Писатель, в свою очередь, посредством текста уже дает иллюстратору информацию к размышлению. Нам остается все это только переосмыслить и вложить в иллюстрацию свои эмоции, чувства и мысли.

8. Писатель может все раскритиковать?

– Конечно. Хотя заказчик, с которым сотрудничаю, особо не регулирует то, что я делаю. Может, это мне так с ним повезло. Надеюсь, и ему со мной тоже.

9. Как придумываются несуществующие персонажи?

– Нет какой-то формулы или шаблона. Как придумаешь, так и будет. Я, скажем, обычно беру тех животных, которые уже существуют, и просто их совмещаю, соединяю. Получается новый персонаж. 

10. Почему животные в детских сказках иногда такие страшные?

– На вкус и цвет товарищей нет. Кому-то они страшные, а для кого-то милые. Если бы во всех книгах мы видели одинаковых плюшевых персонажей, было бы, мне кажется, скучно. Необычное всегда запоминается лучше.

11. Если не станет книг, то как зарабатывать?

– Это невозможно, люди всегда будут читать. Но если все же иллюстрация в книгах вымрет или станет никому неинтересна (в чем я лично сомневаюсь!), то иллюстратор не перестанет быть художником. Он не сложит кисти или карандаши. Навык, мышление, стилистика все равно останутся. Поэтому всегда можно найти варианты и заняться чем-то другим. Перейти в графический дизайн, например. 

12. Иллюстратор – это тот, кто не смог стать настоящим художником?

– Скорее это тот, кто уже стал художником. Просто параллельно он занимается еще и иллюстрацией. Но вообще нет таких рейтингов, которые бы говорили, что более престижно, а что менее. Все художники равны – и неважно, чем они занимаются: иллюстрируют книги или пишут масштабные полотна.


13. Издатель – ваш главный босс?

– Все друг на друге завязаны. Без издателя как заказчика ничего не получится. Но и без литератора тоже. И без редактора, и без иллюстратора. Создание и выпуск книги – все это один большой, слаженно работающий механизм. 

14. Книжная иллюстрация – это больше творчество или производство?

– Если говорить в целом про издательский бизнес, то скорее производство. Это огромные тиражи, море томов, на которых издательство пытается если не заработать, то хотя бы остаться на плаву. А с точки зрения художника, это творчество. Потому что те деньги, которые мы получаем, вряд ли можно назвать бизнесом.

ГЛЕБ СИДОРЕНКО

Родился в 1995 году в Бресте. В 2013-м после завершения учебы в гимназии-колледже имени И. Ахремчика поступил в Белорусскую государственную академию искусств, там же окончил магистратуру. Трудится преподавателем на кафедре графики и мастером на кафедре промышленного дизайна БГАИ. Среди работ – иллюстрации к серии белорусских легенд, сказок, пословиц и поговорок для совместного белорусско-китайского проекта. Финалист Международного конкурса иллюстраторов книг для детей и юношества имени Радны Сахалтуева за 2021-й. 

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter