Почему кластеры для наших предприятий все еще остаются недостижимой целью

Дело кластера боится

В представлении многих бизнес — это работа на себя. Другие игроки воспринимаются исключительно как конкуренты. Но такая позиция — это вчерашний день, твердят в Минэкономики. И настаивают: для развития предприятиям следует брать конкурентов себе в партнеры, создавая кластеры. Под этим не слишком понятным непосвященному человеку словом подразумевается объединение предприятий, сконцентрированных на одной территории, и их совместная работа над конкретным продуктом. В нашей стране кластеров в чистом виде пока, увы, немного. Почему буксуют такие проекты?


Справедливости ради стоит сказать, что воссоздать кластер у нас все же пытались. Лично мне на ум приходит агротуристический блок, сформированный в Воложинском районе. Местные владельцы агроусадеб и фермеры решили не бороться между собой за место под солнцем, а жить по-соседски и привлекать клиентов сообща. Каждый придумал себе фишку, собрались в «кулак» и вместе развлекают и кормят гостей. И продвигают свой общий продукт и себя как его часть. Говорят, довольны все — и сами хозяева домиков в деревне, и предприниматели, и, разумеется, туристы.

С таким примером в Минэкономики соглашаются. Правда, по словам начальника управления экономики инновационной деятельности Дмитрия Крупского, ставку у нас в стране стоит все же делать на инновационно-промышленные кластеры, созданные в высокотехнологичных отраслях. Речь идет о фармацевтике, био- и наноиндустрии, электронике и приборостроении, ресурсо- и энергосбережении, IT-сфере. То есть о тех направлениях, которые имеют огромный экспортный потенциал.

— Если компании работают по 5—6-му технологическому укладу, они больше склонны к интеграции. Их руководители понимают: конкурентоспособность надо поднимать в кооперации. Это, с одной стороны, снижает затраты, с другой — придает уверенности и маневренности.

Несколько примеров создания кластеров в стране уже есть. Один из них — в Витебской области. Десяток организаций, в том числе Витебский медуниверситет, фармкомпании, частные организации участвуют в медицинских и фармацевтических проектах. Практически сформирован и приборостроительный кластер. Шесть компаний даже собираются узаконить свои отношения и подчеркнуть их значимость, создав профильную ассоциацию. Еще один пример объединения — Научно-технологическая ассоциация «Инфопарк», куда входят шесть десятков организаций. 20 из них — резиденты Парка высоких технологий, и они активно участвуют в цифровизации экономики.

А вот примеров в отраслях деревообработки или производства обуви Дмитрий Крупский не привел: варианты сотрудничества в таких экономических симбиозах не подходят под классическое понятие кластеров.


Вполне возможно, что список этот пополнится. Объекты выявили во время мониторинга в областях. Правда, не везде его сделали добросовестно, так что белых пятен в этом смысле у нас предостаточно. Но на заметке у Дмитрия Крупского все же есть ряд протокластеров:

— Например, в том же ПВТ более 180 резидентов. По-хорошему, если там найдется несколько сильных организаторов, могут появиться объединения по разным IT-направлениям. Причем они будут сливаться с наукой. Согласитесь, робототехника невозможна без приборостроения и труда программистов.

На появление в стране большого числа новых сообществ в Минэкономики не рассчитывают. Например, в инновационно-промышленном направлении их достаточно будет всего 10—15. В целом же передовой продукцией в этой сфере могут похвастаться около семи сотен предприятий страны. Даже если из этих 700 компаний 200 или 300 объединятся, уже будет неплохо. Правда, эксперты из Германии обращают внимание на один нюанс: эффект совместной деятельности очевиден всем, когда в кластере работают полсотни организаций и более. Впрочем, это дело времени. По мнению Крупского, желание объединяться у бизнеса возникнет после принятия откорректированного Указа № 255, определяющего поддержку малого и среднего бизнеса. Отдельной графой там будут прописаны субсидии для организаций кластеров.

В чем их смысл? Сегодня любой участник кластера может получить поддержку на реализацию проекта, участие в выставках — если это небольшое предприятие. Но все это в индивидуальном порядке. В обновленном указе будет набор субсидий именно для кластеров. Но рассчитывать на плечо государства можно будет только после объединения. Как-никак объем финансовых ресурсов ограничен. В России и Казахстане идут другим путем: там административно определяют участников кластера, вручают им субсидии и ждут отдачи.

Марина КУДРЯВЦЕВА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter