Рост объема экспорта и выпуск импортозамещающей продукции: как работают предприятия концерна «Белгоспищепром»

Дело хорошего вкуса

Несмотря на сложные условия из-за усилившегося внешнего давления, предприятия концерна «Белгоспищепром» не снизили темпы работы, а наоборот — нарастили. Различные нелегитимные ограничения подстегнули производителей активно заняться импортозамещением. 60 процентов всей продукции, которая выпускается оте­чественными пищевыми предприя­тиями, находят своего покупателя на территории Беларуси. Остальная часть экспортируется в 44 страны. В планах — наращивание поставок продукции на экспорт на 10–15 процентов. В чем залог успеха и какими новинками предприятия концерна порадуют своих потребителей — спросили у председателя концерна «Белгоспищепром» Олега Жидкова.


Достойный результат

— Олег Николаевич, расскажите, как сейчас работают предприятия концерна и насколько успешно произошла адаптация к новым экономическим условиям.

— Все организации, которые входят в состав концерна, в этом году показали хороший результат и внесли достойный вклад в развитие экономики страны. Все предприятия впервые за всю историю концерна вышли на эффективную работу. 1 января 2022 года в составе концерна было шесть убыточных предприятий. На 1 ноября 2022 года нет ни одного такого.

По итогам работы в январе — сентябре объем экспорта организаций концерна «Белгоспищепром» вырос на 7 процентов к аналогичному уровню прошлого года. А в натуральном выражении концерну удалось увеличить экспортные поставки жома, мучных кондитерских изделий, мелассы и мыла, безалкогольных напитков, вод, нектаров, кваса, кондитерских изделий из сахара и карамели, а также плодоовощной продукции. Так что можно сделать выводы, что международная экономическая и политическая турбулентность не оказала какого-либо влияния на экспортную деятельность предприятий концерна.



— Одна из ключевых задач сегодня — наращивание объемов экспорта. Какие планы у концерна на этот год и какую задачу предстоит решать в следующем?

— В целом по итогам года мы планируем увеличить экспорт продукции на 10 процентов в сравнении с 2021-м. На следующий год ставим себе задачу продолжать расти в объемах экспорта, а также еще более уверенно закрепиться на наших традиционных рынках. Это Россия, страны ЕАЭС, СНГ, Китай и другие. При этом не теряя свое присутствие на рынке Европейского союза.

— Что касается географии поставок, насколько удалось расширить портфель? Какие новые экспортные направления сейчас в проработке?

— Если говорить о географической структуре экспорта, то на страны ЕАЭС приходится 63,5 процента поставок, ЕС — 14,4 процента, другие страны — 22,1 процента. Продукцию сегодня мы поставляем в 44 страны. Одним из основных рынков сбыта для организаций концерна является Российская Федерация: в январе — сентябре 2022 года темп роста экспорта составил 119,6 процента.

В нынешнем году наши предприятия увеличили поставки рапсового масла и кондитерских изделий в Китайскую Народную Республику. Больше товаров отгружено и в Турцию, Израиль, Нигерию, Монголию, Грузию, Узбекистан, ОАЭ, Молдову, Армению и Сербию. В январе — сентябре 2022 года произведены отгрузки продукции на новый рынок — Гвинея-Бисау. Туда поставлены масла растительные купажированные. Возобновлены поставки на рынки Чехии, Великобритании, Ирана, Иордании, Испании, Португалии.

Заместим своим

— Какие новые инвестиционные проекты будут реализованы в ближайшее время на предприятиях концерна?

— Отмечу, что на постоянной основе предприятия концерна проводят модернизацию оборудования. Кроме того, уделяется большое внимание не только разработке новых видов продукции, но и импортозамещению.

На ОАО «Скидельский сахарный комбинат» проходит реконструкция здания пункта отгрузки сахара и автовесовой. Проект позволит производить бестарную отгрузку сахара в сахаровозы. Также его реализация позволит сократить сроки отгрузки продукции, исключить затраты на мешочную тару, повысить качество отгружаемой продукции.

На СП ОАО «Спартак» в 2023 году введут в эксплуатацию оборудование по производству и упаковке плиточного шоколада весом 90–100 граммов. Новая линия позволит увеличить производственные мощности почти на полторы тысячи тонн шоколада в год.

СОАО «Коммунарка» запускает проект по строительству еще одной фабрики. Это будет предприятие по первичной переработке какао-бобов, с внедрением новых линий и созданием готового продукта. Компания выйдет на рынок как предприятие по производству и продаже не только кондитерских изделий, но и полуфабрикатов. Проект довольно масштабный с точки зрения и финансирования, и строительства, и закупки оборудования. Согласно первой очереди в планах создать около 120 рабочих мест, со вводом второй очереди — 500–700. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций составит около 46 миллионов евро в эквиваленте.

И хочу отметить еще один важный проект, который будет завершен в 2023 году. На ОАО «Минский маргариновый завод» идет строительство цеха рафинации жиров с организацией производства переэтерифицированных дезодорированных жиров и масел. Только представьте: предприятие сможет выпускать 3 тысячи тонн новых видов продукции ежегодно.

Всего же на 2023 год запланировано девять проектов, которые позволят создавать аналоги зарубежных товаров.



— В нынешнем году по понятным причинам особое значение уделяется импортозамещению. Каких успехов в этом направлении достигли на предприятиях концерна?

— Хочу сказать, что в кондитерской отрасли основной задачей остается наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественных кондитерских изделиях, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции путем постоянного обновления ассортимента при сохранении традиций кондитерского искусства. Совершенствование технологий производства позволяет организациям постоянно развиваться и удовлетворять вкусы самых требовательных покупателей.

Основной импортозамещающий проект, реализованный на предприятиях кондитерской отрасли концерна «Белгоспищепром», — это организация инновационного производства кондитерских изделий с установкой линии на унитарном предприятии «Красный пищевик — Славгород». В марте на данной площадке запустили производство желейного мармелада.

А в целом продукция, которую производят организации концерна, по составу, пищевой ценности, качеству и безопасности соответствует международным и европейским требованиям. Везде внедрены сертифицированные системы качества и безопасности продукции по международным стандартам. Кроме того, фабрики и заводы выпускают продукцию в соответствии с требованиями технических регламентов Евразийского экономического союза. Применение этих признанных документов гарантирует высокий уровень безопасности и качества продукции и услуг. Именно стандартам в большей степени доверяют потребители, выбирая тот или иной товар.


Внутренний ресурс

— Если говорить о сырье для производства продукции, насколько удалось увеличить долю отечественного?

— С учетом сократившегося импорта и ухода с нашего рынка зарубежных компаний у нас есть возможность заместить эту продукцию своей, отечественной. Например, в 2022 году кондитерские организации концерна стали использовать при производстве мучных кондитерских изделий отечественное рапсовое масло вместо подсолнечного.

Организации, входящие в состав концерна, работают в штатном режиме. Их продукция широко представлена на полках магазинов. Остатки сырья и материалов позволяют обеспечить планомерную загрузку производственных мощностей.



— Достаточно ли запасов сахара для удовлетворения нужд внутреннего рынка и сколько сладкого продукта планируется поставить на экспорт?

— Да, в этом году мы собрали неплохой урожай свеклы. Мощности заводов позволяют ежедневно фасовать до 900 тонн сахара. Этого достаточно для обеспечения выполнения всех необходимых заявок. На 2023 год мы увеличиваем объем запаса сахара для того, чтобы иметь достаточный резерв и в полной мере удовлетворять потребность не только торговых организаций, но и промышленных предприятий. Мы видим возрастающий спрос на сахар со стороны кондитерских предприятий. С учетом хорошего урожая этого года планируем создать достаточные объемы для экспорта сахара на традиционных направлениях.

В октябре мы вместе с министром антимонопольного регулирования и торговли Алексеем Богдановым подписали график поставки сахара на 2023 год. Документ гарантирует бесперебойное обеспечение внутреннего рынка сахаром под полную его потребность, для предприятий же это возможность оперативно отгружать сахар по экспортным контрактам.



— Когда начнется производство белорусского подсолнечного масла и целесообразно ли организовывать его у нас в стране?

— Потребность в основных растительных маслах в Беларуси оценивается в объеме 180–200 тысяч тонн, в том числе на пищевые цели — около 110–120 тысяч тонн (для промпереработки и продажи населению), на непищевые (технические, косметические и прочие) цели — 70–80 тысяч тонн.

Для пищевой промышленности страны в наибольшем объеме используется импортное подсолнечное масло, завозимое из России и Украины, которым принадлежит 80 процентов мирового рынка подсолнечного масла. Доля оте­чественного подсолнечного масла в настоящее время занимает 1,2 процента.

В связи с тем что в Беларуси с ее почвенно-климатическими условиями выращивается преимущественно рапс, посевные площади под подсолнечник занимают немного.

Нынче подсолнечное масло — незаменимый продукт практически на любой кухне, однако в промышленных масштабах до недавнего времени в нашей стране подсолнечник не выращивали. Считалось, что это прерогатива южных регионов и у нас он не вызреет. Но необходимо отметить, что еще десяток лет назад эту культуру почти невозможно было встретить на полях республики, а теперь из-за изменения климата ее выращивают в Минской, Брестской, Могилевской, Гомельской и Гродненской областях. А в 2022 году добавилась и Витебская область.

По оперативной информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, бункерный вес семян подсолнечника в 2022 году составляет 11,4 тысячи тонн, урожайность — 20,4 центнера с гектара.

В республике на 2023 год ставится задача расширения посевных площадей важной масличной культуры — подсолнечника.


Подарки к празднику

— Чем порадуют потребителей организации концерна к новогодним праздникам?

— Предприятия концерна «Белгоспищепром» каждый год в преддверии новогодних и рождественских праздников уделяют особое внимание выпуску новогодних подарков. Это уже стало доб­рой традицией: ни один праздничный стол не обходится без продукции наших организаций. А вообще подготовка к реализации новогодней программы на предприятиях начинается еще в феврале: проработка ассортимента будущих подарочных наборов, работа с дизайнерами и поставщиками упаковки, чтобы уже к лету полностью сформировать новогоднюю программу. Отмечу, что процесс комплектации подарков ответственный и трудоемкий. Он проводится вручную, потому и начинается примерно за 3,5 месяца до новогодних праздников. На этот период предприятия набирают дополнительный персонал в фасовочные цеха.

В нынешнюю новогоднюю программу запланирован выпуск более двух миллионов новогодних подарков. Они расфасованы в баулы различной формы и размеров — всего около 70 наименований. Вес их варьируется от 300 граммов до трех килограммов. Ассортимент весьма разнообразен — на любой вкус и кошелек.

Помимо разнообразных картонных упаковок новогодних подарков, в 2022-м будет использована упаковка с анимацией 3D, тематическая мягкая игрушка — символ 2023 года, большое разнообразие новогодних подарков в жестяной коробке. В фирменных магазинах организаций можно собрать наборы в упаковку из дерева и добавить небольшие сувениры.


По итогам года концерн «Белгоспищепром» планирует увеличить экспорт продукции на 10 процентов в сравнении с 2021-м.







sichevich@sb.by

Фото sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter