Мозаичник Кирилл Орсик – о работе над оформлением алтарной части Храма-памятника в честь Всех Святых

Дело и душа

Искусству мозаики уже несколько тысяч лет, но на наших землях оно распространилось лишь с принятием христианства. Главным заказчиком для тогдашних мастеров была церковь: как раз в начале прошлого тысячелетия появилась мода создавать красивые цветастые панно для храмов и монастырей. За прошедшие годы и века изменилось в общем-то немногое: сегодняшние мозаичники по-прежнему востребованы в первую очередь в духовных центрах.

Кирилл Орсик в Храме‑памятнике в честь Всех Святых.

Недавно были вручены специальные премии Президента деятелям культуры и искусства. Среди награжденных авторский коллектив, почти пять лет работавший над мозаичным оформлением алтарной части Храма‑памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Денис Чубуков, Алевтина Башкатова, Кирилл Орсик и еще почти сотня человек — в октябре прошлого года их трудоемкая масштабная работа получила высочайшую оценку иерархов православной церкви, участвовавших в освящении главного престола Храма‑памятника.

Где проходит грань между творчеством и религиозными канонами, зачем мастерам штукатурная сетка и есть ли спрос на мозаику вне церковных стен? Мастер производственного обучения кафедры монументально‑декоративного искусства Белорусской академии искусств Кирилл Орсик — о том, как шла работа и чему она научила.
Современная смальта, уверяют мастера, точно продержится не одну сотню лет.

Цвет имеет значение

Храм‑памятник в честь Всех Святых в Минске — святыня уникальная. Это не только крупнейший духовный центр, но и культурный: музейные помещения, удобный архив — все это привлекает сюда деятелей культуры и паломников со всего мира. 14 октября 2018 года храм стал постоянно действующим. А четырьмя годами ранее мастерская «Артель‑арт» под руководством Дениса Чубукова получила крупный заказ: оформить его алтарную часть. С настоятелем Всехсвятского прихода протоиереем Федором Повным, который стал куратором проекта, мастерская до этого уже сотрудничала: делала фасадные мозаики.



— Нужно ли быть художнику, работающему в храме, человеком верующим, воцерковленным? — переспрашивает Кирилл Орсик. — Желательно. Как минимум нельзя быть противником веры.

Все эскизы, продолжает мастер, исполнялись по заранее оговоренным сюжетам. Оформление алтарной части не стало исключением. Композиционно построение классическое: символическое изображение Евхаристии при входе, над ним икона Божьей Матери «Державная», образы святителей, в куполе расположена композиция «Голгофа», на западной стене — сюжеты из Ветхого Завета. В конхе над диаконником — образ Иоанна Предтечи, в конхе жертвенника — композиция «Не рыдай мене, Мати».

После обсуждения сюжетов приступили к работе над эскизами. Следующий шаг — приемка макетов, их утверждение художественно‑экспертным советом.

— Все этапы работы также курировал отец Федор. Высказывал свои пожелания, замечания. По образованию он дизайнер, окончил академию искусств. И он действительно разбирается во многих нюансах, понимает технологию: от этого возникает взаимопонимание, диалог.

В авторский коллектив, который занимался мозаичным оформлением алтарной части Храма-памятника в честь Всех Святых, входили также член Белорусского союза художников Алевтина Башкатова и доцент кафедры монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств Денис Чубуков.
К слову, основные работы велись в мастерской, не в храме. Утвердив эскизы, мастера приступили к созданию картонов — это изображения в натуральную величину, которые пишутся красками на бумаге. Затем картоны вешались в интерьере храма, чтобы художники могли примериться и исключить все неточности: несовпадение по цвету, размеру, масштабам. И только после этого началась собственно работа с материалом — смальтой. Кирилл Орсик вводит в курс дела:

— Технология следующая: мы кладем картоны на широкие планшеты. Затем картоны разрезаются на куски и застилаются пленкой. Сверху все это накрывается штукатурной сеткой и слабым монтажным клеем (его еще называют «жидкие гвозди») приклеиваются кусочки смальты. Так выкладывается вся композиция.

Некоторые технологические моменты пришлось осваивать уже в процессе работы:

— Одно дело — создавать мозаичные вставочки в коттеджах. Другое — воплощать в жизнь объекты ТАКОГО масштаба. Общая площадь мозаики составила более 400 квадратных метров!

Каждый из членов авторского коллектива получил свою задачу. Кирилл Орсик отвечал главным образом за создание картонов. Алевтина Башкатова выкладывала ответственные участки — лики, руки святых, а Денис Чубуков не только контролировал общий ход работы, но и сам активно трудился над оформлением алтарной части. Процесс выкладывания мозаики занял почти год, работы были окончены летом 2018‑го.

— Безусловно, быть удостоенными спецпремии Президента для нас приятно и почетно. Лично мне награда придала еще больше сил и уверенности, — подводит итог многолетней работы Кирилл Орсик.


Из Минска — в Дивеево

Сейчас мастерская «Артель‑­арт» продолжает работу над другим заказом: оформлением Серафимо‑Дивеевского монастыря в Нижегородской области России. Там мастеров такого уровня не нашлось. Интересно, что мастерская получила этот заказ практически в то же время, что и предложение от протоиерея Федора Повного. Кирилл Орсик поясняет:

— Заказ в Дивеево очень крупный, тысячи квадратных метров. Поэтому работы там не на один год. Сегодня мозаичную мастерскую могут прокормить только большие церковные заказы. Частных заданий, увы, не так много, да и объемы там совсем другие… Над дивеевскими мозаиками я работал 6 лет. И конечно, продолжаю преподавать на кафедре монументально‑декоративного искусства в академии искусств, которую в свое время сам окончил.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода:

— Все то, что мы заявляли, проектируя Храм-памятник и составляя его концепцию, милостью Божией воплотилось. К празднованию 75—летия освобождения Минска от гитлеровских захватчиков планируем приурочить открытие музея в память о наших соотечественниках, замученных в Тростенце. Будет развиваться деятельность по увековечению памяти, продолжится поиск имен узников нацистского лагеря смерти в Тростенце. Вообще, все, что мы видим в крипте, в большинстве своем результат инициативы отдельных людей, общественных организаций и союзов. И мы надеемся, не иссякнет в народе потребность хранить и возрождать историческую память. Многое зависит от нас самих, от каждого жителя нашей страны.

КСТАТИ

Архитектор проекта Храма-памятника в честь Всех Святых — Лев Погорелов в соавторстве с протоиереем Федором Повным. Над росписью главного храмового пространства и приделов трудилась мастерская «Палехский иконостас», мозаики алтарной части выполнила мастерская «Артель-арт». Над эскизами интерьеров работал Республиканский художественно-экспертный совет по монументальному и монументально-декоративному искусству, который возглавлял ректор академии искусств Михаил Борозна.


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter