Дело частное

О начинающих предпринимателях

Чего только ни делали люди в 1990–х, чтобы подзаработать! И собственноручно связанными носками торговали, и за ширпотребом в «челночные» рейсы отправлялись. Соседи, знакомые иной раз фыркали: «Бизнесмены нашлись!» К предпринимательству тогда еще относились настороженно. Но и не без зависти. Трудновато, наверное, было искренне жать руку человеку, сумевшему отхватить вкусный кусок, когда у самого кошелек перманентно пуст.


Нынче отношение к бизнесу другое. Да и предприниматель уже не тот, кто в подвалах паяет микросхемы. Или собирает мобильники, которые хрустят и разваливаются буквально на глазах, а потом продает их на ближайшем рынке. Людей идейных, стремящихся открыть свой, пусть небольшой, бизнес прибавляется. А в последнее время уже намечается тенденция: в эту сферу приходит все больше молодых: студентов, домохозяек, мам, которые находятся в декретных отпусках. Они открывают кофебуки, где можно почитать новинки литературы, организовывают доставку продуктов из гипермаркетов, пересаживают минчан на новый вид транспорта — велотакси и предлагают постоять за них в очередях. Ощущение, словно люди научились–таки в хорошем смысле слова продавать себя и свои идеи.


Правда, «научились» — громко сказано. Из 100, пустившихся по волнам бизнеса, хорошо если 10 не бросают начатого на первом же этапе. Почему? Знаний маловато. Наверное, поэтому вместе с числом предпринимателей растет количество всевозможных бизнес–школ, курсов, мастер–классов, куда стремятся записаться новички. На один из таких семинаров, который совместно с Белагропромбанком на днях провел БРСМ, пришло около 40 человек. Кто–то, как, например, студентки Анастасия Бурдукевич и Екатерина Довлатова, уже с идеями: одна хотела бы открыть турфирму, другая — организовывать праздники. Цель участия в семинаре логична: «Нужно получить хоть минимальную базу экономических знаний. Узнать немного о кредитах, льготах для молодых предпринимателей».


Остальных заинтересовала возможность поучиться чему–то новому и познакомиться с более опытными ребятами, которые кое–что знают о бизнесе. 25–летний Егор Никандров готов рассказывать и советовать. Сам начал недавно, но его «мыльное» дело уже постепенно развивается. Идея появилась, когда Егор... стирал. Осенило: ни в одной студенческой общаге Минска нет ни «Атлантов», ни «Индезитов». Студенты относят свои вещи в прачечные, отвозят к родителям, тратят время и деньги. А что, если прачечная приедет к ним сама? Почему бы не взять в аренду место в общежитии (достаточно пару квадратных метров), не поставить туда машину, специальный автомат для приема платежей и не начать зарабатывать? Вуаля: от самой идеи до ее реализации прошло года полтора. В бизнесе Егор теперь стреляный воробей. Барабан машины крутится, деньги капают.


Пока бизнес, как его называет сам Егор, пассивный. Мол, времени много не отнимает: достаточно иногда приезжать и проверять, нормально ли работают машины. Очень удобно. А вот коллега Егора Игорь Матвеев в собственное дело ушел с головой: пейнтбольный клуб, которому уже почти два года, — и хобби, и место работы. Идей, как развиваться, много. Правда, 23–летний парень рассказывает о них с осторожностью. Законы конкуренции таковы: прежде чем раскрывать все карты, нужно оглядеться по сторонам. Думается, эти правила опытные бизнесмены усвоили давно, набив не одну шишку. Но откуда такая хватка у молодых? Может, советами помогают предприниматели–родители? Легко вести дела, когда в случае провала можно спрятаться за спиной богатого и успешного отца. Игорь с такими утверждениями в своей работе сталкивался не раз, а на все вопросы отвечает: «Не на кого рассчитывать. Отец умер, когда мне было три, мама воспитывала меня одна. Так что добиваюсь всего сам. Научился во что бы то ни стало сохранять спокойствие и равновесие».


Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин в молодых бизнесменах видит основу класса активных предпринимателей–собственников. Только как эту основу поддержать? Может, стоит давать больше кредитов? К слову, не так давно в стране расширился перечень направлений, на которые предприниматели, реализующие инвестиционные или бизнес–проекты, могут получить господдержку. Или нужны какие–то другие меры? Люди–то готовы работать, лишь бы было больше простора для самореализации. Ведь в Год предприимчивости предпринимателей в стране, а тем более молодых, непременно должно стать больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter