Дельные мысли. Колонка Татьяны Сулимовой

"Прежде всего люди делятся на работников и работодателей", - проинформировал меня на днях мой знакомый, который, в свою очередь, на протяжении последнего десятка лет является представителем второй категории и возглавляет очень крупную бизнес-структуру.
"Прежде всего люди делятся на работников и работодателей", - проинформировал меня на днях мой знакомый, который, в свою очередь, на протяжении последнего десятка лет является представителем второй категории и возглавляет очень крупную бизнес-структуру.

Я-то до сих пор делила людей, во-первых, на мужчин и женщин, во-вторых, на физиков и лириков и т.д. Однако в любой момент открытая к внутреннему прогрессу, я решила пересмотреть свои взгляды на это деление. А разговор на данную тему меж нами зашел неспроста - событие обязывало. Потому что встретились мы на праздновании 11-летия журнала "Дело". Там после торжественной "раздачи коней" (редакция учредила 12 призов-статуэток для ведущих бизнесменов Беларуси, и исполнены они были в виде лихого наездника, обуздавшего ретивого скакуна. А 12 их было по числу апостолов) и концерта все приглашенные собрались продолжить уже неофициальное общение в малом холле Дворца Республики под журчание фонтана, в котором благодаря дизайнерской идее также угадывалось ровно 12 зодиакальных созвездий. Вот тогда-то я и открыла для себя новую теорию деления человечества. На тех, кто служит, и тех, кто служащими заправляет в интересах своего же собственного дела. Нужно добавить, что в последние два года подобных юбилейных концертов и фуршетов я посетила великое множество. И поскольку все в основном отмечали 10-летия, сделала несложный вывод: начало 90-х стало периодом делорождения. Распад Союза и централизованной экономической системы повлек за собой следующее: каждый, кто на тот момент отвечал за какой-либо участок работы, постарался вбить в этот участок знамя со своим гербом и названием собственного дела. Среднестатистический возраст сегодняшнего бизнесмена - 45 - 50, то есть как раз те, кто 10 лет назад, молодые и активные, уже могли занимать пост и должность. Фирм тогда было много. Кто-то строил, кто-то производил, хотя в основном, конечно, ввозили и вывозили. Со временем сильные потеснили слабых. Хотя и с ними тоже всякое бывало... Деньги есть деньги, они как лакмусовая бумажка - людям часто на самих себя глаза открывают. А потом еще дефолт. Фраза "А кому сейчас легко" стала среди бизнесменов наиболее популярной. И вот смотрю я сейчас на тех, кто празднует свои 10-11-летние торжества, и думаю, что точно же нелегко. Нелегко не уехать прочь, собрав свой капитал и чуточку чужого прихватив. Нелегко работать порядочно, исправно платя в бюджет государству все, что полагается. Держать марку и создавать новые рабочие места тоже нелегко. И что-то же заставляет этих людей быть решительными, настойчивыми. Хотя, пожалуй, более решительными можно считать только моих ровесников, которые входят на рынок, уже поделенный, и, не имея ни копейки первоначального капитала, пытаются завоевать место под солнцем, опираясь лишь на свой ум, инициативу и трудолюбие. В основном добиваются успеха те, кто работает в области новых технологий, где требуется иное мышление. В России компьютерные мальчики зарабатывают в месяц тысячи и десятки тысяч долларов. Некоторые мои не слишком патриотичные приятели уже давно работают в крупных европейских, американских и канадских компаниях. А иные плачутся в жилетку, жалуясь на то, что все плохо и на работу не берут. Но я в любом случае за то, чтобы действовать. И как человек, открывший в этом году свое дело - рекламное агентство, очень надеюсь, что и мне когда-нибудь презентуют симпатичную статуэтку - "Человека на коне своего дела".

Ваша Татьяна СУЛИМОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter