Сегодня не обязательно покупать квартиру, машину, перфоратор и новую одежду. Достаточно воспользоваться тем, что есть у других. Представьте, всего за десять лет концепция совместного потребления, или шеринг-экономика, принесла огромную прибыль компаниям и примерно столько же пользователей. Например, в июле 2018 года благодаря сервису Uber было совершено 10 миллиардов поездок по всему миру.
Транспортный шеринг — одно из самых популярных направлений экономики совместного потребления. И нельзя сказать, что это прерогатива больших объединений. Например, за последние три года в Беларуси появилось четыре местные компании, которые представляют сотни автомобилей в аренду в любое время дня и ночи через мобильное приложение, две компании, по такой же схеме, — электросамокаты, велосипеды. Также популярны онлайн-платформы по поиску попутчиков, пассажиров, водителей для различных по дальности поездок. Кстати, в России анонсировали создание народного каршеринга, когда каждый желающий владелец авто сможет сдавать его в аренду. При этом в России в 2019 году на одну тысячу человек приходилось 293 машины, а в Беларуси — 320. Поэтому появление у нас народного каршеринга лишь вопрос времени.
Фудшеринг, краудфандинг, онлайн-биржи самозанятых, аренда и продажа вещей — реальные, действующие модели шеринговой экономики в Беларуси. И, надо сказать, при кажущемся на первый взгляд развитом рынке таких услуг он пока в начале пути. При этом инфраструктура в стране благоволит эффективному развитию экономики совместного потребления, охвату новых отраслей и сфер.
Во-первых, высокий уровень проникновения интернета. По данным Белстата, около 83 процентов населения имеют к нему доступ. Во-вторых, доверие. За 2019 год 47 процентов платежей от общего числа были совершены с мобильного устройства. Опасения передавать приложениям персональные данные постепенно размываются.
С учетом относительной новизны шеринговой экономики для страны пока не совсем понятно, как ее регулировать. Заведующий сектором эколого-экономических проблем Института экономики НАН Надежда Батова и заместитель директора Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая объясняют: подходы, применяемые к регулированию традиционных отраслей, не могут быть использованы, поскольку сдерживают внедрение инноваций, сужают потребительский выбор и ограничивают конкуренцию. Эксперты предлагают с учетом мирового и местного опыта для устойчивого развития экономики совместного потребления в Беларуси, во-первых, содействовать обеспечению равных условий конкуренции традиционной и шеринговой экономики, разработать и внедрить комплекс мер по укреплению безопасности, доверия и защите прав участников шеринговой экономики, содействовать развитию сотрудничества шеринговых онлайн-платформ с налоговыми службами, включить шеринговую экономику в стратегии и планы национального, регионального, городского и местного развития.
malyshchyts@sb.by