Деликатная ситуация

Итальянцы требуют вернуть Викторию Мороз в Вилейку
Итальянцы требуют вернуть Викторию Мороз в Вилейку

В выходные около 50 итальянских семей, которые хотят усыновить детей из Беларуси, устроили манифестацию в городке Коголето под Генуей. Место для проведения акции было выбрано не случайно. Именно здесь живут Алессандро Джусто и Мария Борначин, которые отказались возвращать на родину отдыхавшую у них сироту из Вилейки Викторию Мороз. «Мы понимаем их чувства, но нельзя, чтобы из-за этих эмоций страдали другие», — заявили участники манифестации...

Почти три недели прошло с того момента, как в аэропорту «Форли» (Италия) недосчитались десятилетней Вики, которая вместе с другими детьми из Беларуси, проводившими летние каникулы в итальянских семьях, должна была вернуться на родину. Сегодня имя сиротки из вилейской школы–интерната уже хорошо знают в обеих странах. Белорусские и итальянские СМИ, кажется, уже все сказали об этом беспрецедентном случае: короткая биография девочки изучена вдоль и поперек; под лупой рассмотрено положение в ее школе; поднята вся многолетняя история оздоровления и усыновления белорусов итальянцами. И официальный Минск, и Рим представили свои позиции, которые, к слову, оказались созвучны: девочку следует вернуть. Однако ни усилия правоохранительных органов, ни подключение авторитетных организаций — от костела до Интерпола — пока не принесли результата. О судьбе Вики, как рассказал мне вчера посол Беларуси в Италии Алексей Скрипко, по–прежнему ничего неизвестно. Кроме того, что говорят супруги Джусто — Борначин, спрятавшие девочку.

Хочется верить, что с девочкой сейчас все в порядке. Но своим поступком эти люди уже поставили пятно на светлой странице отношений между двумя народами. Ведь Алессандро Джусто и Мария Борначин фактически похитили белоруску. Строгие правила усыновления в Беларуси не могут служить им оправданием, поскольку государство несет ответственность за своего маленького гражданина и должно быть абсолютно уверено во всех нюансах.

Кто–то скажет: не можете усыновить своих сирот сами, так пусть это сделают те, у кого есть для этого желание и возможности, — те же итальянцы. Но одного трагического случая, подобного произошедшему с иркутской девочкой в США, будет достаточно, чтобы в каждом конкретном случае все тысячу раз обдумывать.

Так что жесткая реакция Минска, временно приостановившего оздоровление и усыновление сирот итальянцами, лишь на первый взгляд может показаться чрезмерной. У Беларуси не было другого выхода, иначе следующей осенью речь вполне могла бы пойти уже о десятках «невозвращенцев» с неопределенными перспективами...

С тем, что закон нарушать было нельзя, в Италии не согласны, похоже, только сами супруги Джусто — Борначин да еще некоторые итальянские журналисты и политики.

По меньшей мере недоумение вызвало заявление зампредседателя Европарламента Марио Мауро о том, что «итальянский политический мир не расценивает случай как преступление» и что «политики Беларуси не должны указывать итальянским судебным властям, как квалифицировать это дело». Депутат даже предложил «срочно обсудить на европейском уровне положение несовершеннолетних, живущих в Беларуси». К счастью, такие мнения в Италии единичны.

Скандал — это худший вариант развития событий. До сих пор белорусская сторона всячески подчеркивает свое нежелание политизировать ситуацию. «Не хотелось бы какого–то искусственного «разогревания» данной ситуации», «мы рассматриваем данный вопрос исключительно в консульско–правовой плоскости», — говорит пресс–секретарь МИДа Андрей Попов. «Мы надеемся, что данный единичный инцидент не окажет негативного влияния на дальнейшее развитие сотрудничества между Беларусью и Италией и не будет использован в политических целях», — вторит ему начальник отдела мидовской пресс–службы Мария Ваньшина.

Нельзя допустить, чтобы то, что многие годы скрепляло наши отношения, вдруг стало для них испытанием...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter