Делайте ваши поставки, господа...

Положительный контекст агрессивности
Положительный контекст агрессивности

Вы когда–нибудь бывали на бирже? Я тоже не был, но благодаря телевидению имеется достаточно четкое представление обо всех этих надрывающихся чудаках, помешанных на котировках. Честно признаться, от мероприятия с названием «Контактно–кооперационная биржа», организованного Белорусской торгово–промышленной палатой и МИДом, уолл–стритского драйва я в общем–то не ожидал. Зря. Эта встреча белорусских бизнесменов с экономическими советниками наших посольств за границей вряд ли уступала накалу интересов на Нью–йоркской бирже. В такой же, воспользуюсь определением замминистра иностранных дел Александра Михневича, по–хорошему агрессивной манере сегодня белорусские товары и услуги проникают на мировые рынки.

...Петр Афонченко представляет здесь гомельскую фабрику «Коминтерн». Вряд ли найдется в Беларуси гардероб, в котором не было бы коминтерновского костюма, но для предприятия этого, увы, недостаточно. «На внутренний рынок мы можем поставить не более 10 — 15 тысяч костюмов, а мощности нашей фабрики позволяют производить до 40 тысяч, так что наша первоочередная задача — расширение рынка сбыта», — формулирует он цель своего присутствия в БелТПП.

Советника в Польше Александра Аверьянова я интервьюирую прямо за работой, он как раз записывает контактные телефоны перспективных фирм: «Хотя в белорусском экспорте до сих пор и преобладает продукция нефтепереработки, химической промышленности, калийные удобрения, в настоящий момент отчетливо прослеживается тенденция диверсификации экспорта, повышения в нем доли сложнотехнической продукции». В этом году в Польшу уже поставлено 150 МАЗов, еще 50 будут поставлены в самое ближайшее время. После двухлетнего перерыва возобновились поставки БелАЗов. «А телефоны–то пригодятся, не для проформы записываете?» — спрашиваю я. «Конечно, пригодятся, — уверен он, — польские бизнесмены сами звонят в посольство и просят найти им белорусских партнеров».

Было бы, конечно, неправильно воспринимать торговлю как улицу с односторонним движением. Если стоит задача увеличивать экспорт, то это не значит, что нам нечего оттуда импортировать. Запад — это в первую очередь источник передовых «ноу–хау», без которых наша экономика не выйдет на новые орбиты. Например, Голландия славится своими тепличными технологиями. «Сейчас важно привлечь голландцев на наш рынок тепличных хозяйств, — говорит Вячеслав Бескостый из посольства в Нидерландах. — Их опыт пригодится, чтобы достичь установленной планки: построить в каждой области по 12 га теплиц».

Уже прошло больше года с того момента, как Евросоюз стал нашим непосредственным соседом. Роман Соболев, советник посольства в Бельгии, которое представляет нашу страну при ЕС, считает, что плюсов от такого соседства больше, чем минусов: «Теперь есть единые правила, по которым ведется торговля, — та же сертификация, те же стандарты, те же антидемпинговые расследования. Сейчас все эти вопросы мы решаем в Брюсселе». Абсолютные цифры говорят в пользу этих слов: товарооборот с ЕС после его расширения вырос на одну пятую.

В «старых» странах Евросоюза сейчас происходят такие процессы, от которых мы можем только выиграть. Германский бизнес снимается с насиженных мест и переносит производство на Восток, так как издержки здесь значительно ниже. Беларусь также очень перспективное место назначения. «Процесс пошел», — говорит советник посольства Беларуси в Германии Андрей Кулаженко. Немцы, по словам дипломата, хотят создать предприятие на 100 — 120 рабочих мест в одном из небольших городков в Брестской области для того, чтобы оно было градообразующим, как говорят у нас.

Расширение ЕС открывает для наших предприятий на европейском рынке новые возможности, утверждают специалисты. Александр Король из посольства в Литве рассказывает о кооперационном производстве МАЗов в этой стране. С другой стороны, в создание в Беларуси сети строительных супермаркетов литовцы собираются вложить 30 млн. евро чистых инвестиций...

За всем этим стоит тот самый агрессивный маркетинг, без которого в жестких условиях современного рынка не добиться успеха.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter