Почему Нацбанк стал быстро снижать ставку рефинансирования

Делайте ставки, господа

Почему Нацбанк стал быстро снижать ставку рефинансирования?
С начала года ставка рефинансирования опустилась уже на 7 процентных пунктов. Какие изменения возможны в сфере финансов и к чему приведет снижение нормы обязательной продажи валютной выручки? Разберемся вместе.



Новость о снижении ставки рефинансирования с 20 до 18 процентов обрадовала потенциальных кредитозаемщиков. Они тут же поспешили просчитать, насколько дешевле обойдется заем. Финансовый аналитик Вадим Иосуб не сомневается, что это может подтолкнуть население оформлять больше кредитов:

— Смотрите, что сейчас происходит: сумма рублевых вкладов в последние месяцы и так не меняется. Без учета начисленных процентов даже снижается. Сейчас ставки будут еще ниже и, следовательно, внешне менее привлекательны.

Хотя у Нацбанка есть четкая и обоснованная логика такого шага: ставки по вкладам остаются выше, чем инфляция, а значит, вкладчики получают доход. Правда, говорят эксперты, проблемы остаются в психологии. За несколько лет у людей сформировались высокие инфляционные ожидания, которые сложно поколебать даже принимая обоснованные меры, чем и занимается сейчас Нацбанк. Поэтому новости об изменении ставки рефинансирования заставляют вкладчика решать дилемму: хранить деньги в рублевых депозитах или нет?

— А если не хранить, — продолжает Вадим Иосуб, — то что делать со снятым вкладом: перевести в валютный депозит (это в лучшем случае) или просто купить валюту и держать при себе? Однако сейчас такой шаг крайне невыгоден — можно потерять все начисленные проценты.

К слову, в портфеле депозитов доля валютных уже превышает 80 процентов. Лучше бы меньше. Ведь в таком случае на широкую денежную массу в стране, по сути, оказывает влияние политика Федеральной резервной системы США. На высокий темп снижения ставки рефинансирования обратили внимание также в антикризисном фонде ЕАЭС и МВФ. С одной стороны, стабилизация на валютном рынке есть, и международные валютные организации это признают. С другой, по их мнению, эта стабильность должна быть еще более устойчивой.

Что касается второго шага Нацбанка — снижения с 1 сентября нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 30 до 20 процентов, — для населения он останется незамеченным. Дело в том, объясняет Вадим Иосуб, что сегодня на финансовом рынке уже не работает административное курсообразование, и спрос на валюту больше не превышает предложение. Когда в обменниках был дефицит долларов и евро, экспортеры являлись своеобразным гарантом того, что в банке появится некоторый объем иностранных денег.

Господин Иосуб сказал мне:

— С февраля и население, и предприятия являются чистыми продавцами валюты. Дефицита долларов и евро больше нет. Более того, сейчас продажа предприятиями валюты доходила до 40 процентов, так что решение Нацбанка снизить норму не принесет никаких негативных последствий для валютного рынка.

konoga@sb.by

Советская Белоруссия № 150 (25032). Суббота, 6 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter