Делай, как я

Виталий Фефелов — и в 75 лет действующий спортсмен

Виталий Фефелов — и в 75 лет действующий спортсмен


Каждое утро я вижу его в парке. У нас там собралась целая компания любителей пробежаться и размяться на свежем воздухе. В отличие от других, кроме привычного набора подтягиваний, отжиманий и качания пресса, он делал специальные упражнения, и я догадался, что это — борец. Как оказалось, спортсмен очень известный, настоящая легенда белорусского спорта. Впрочем, почему легенда? На самом деле в семьдесят пять лет Виталий Николаевич Фефелов — действующий спортсмен, четырехкратный серебряный призер чемпионата мира по греко–римской борьбе среди ветеранов. Последнюю свою медаль завоевал в Одессе.


Скажу честно, я ему завидую белой завистью. Нет, не чемпионским медалям, которых у него немало: двукратный чемпион СССР, победитель Спартакиады народов СССР, обладатель Кубка мира, многократный чемпион Белоруссии, победитель и призер множества турниров и чемпионатов. Завидую тому, что человек сам продлил свою молодость.


— Виталий Николаевич, вы меня извините, но наше многолетнее знакомство на «тропе здоровья» позволяет мне задать нахальный вопрос. Серебряная медаль на чемпионате мира это, конечно, хорошо, но кто вас все–таки поборол?


— Участвовал в четырех ветеранских чемпионатах и каждый раз проигрывал одному и тому же человеку. Мой основной соперник — борец из Финляндии, призер Олимпийских игр, который моложе меня почти на одиннадцать лет. Понимаете, ветеранские соревнования похожи на юношеские, только наоборот. У юношей лишний год это плюс, а у нас минус. В силе я ему не уступаю, а вот в скорости, это правда, проигрываю. Нарвался в последний раз на прием и проиграл по очкам. Обидно. Только пусть финн знает, что рано или поздно я его обыграю. Посмотрим, как он будет бороться в 70 лет. Конечно, старые травмы дают о себе знать, но я не даю болячкам шанса.


— Как Виталий Фефелов пришел в спорт, в борьбу?


— Служил в армии, здесь, в Белоруссии. Парень я был сильный от природы. Начал тягать штангу, а тут меня заметил капитан Боганов, как сейчас его вижу, и предложил классической борьбой заняться. Сам он был перворазрядником и отвечал за спорт в нашем полку мотопехоты, который стоял в Осиповичах. Стали тренироваться вместе, вернее, он на мне приемы отрабатывал. Только и я не дремал, и все, что умел капитан, вскоре и сам имел в своем борцовском арсенале. Значит, как борец я родился в Осиповичах!


— Знаю, что вы с Урала и до армии жили в шахтерском поселке Левиха под Нижним Тагилом. Тихое, наверное, место, мирное. Мальчики там хоровым пением занимались, девочки в кружки рисования ходили. Я правильно говорю?


— Старшие там хором пили и били, а уж потом пели. Еще тот поселочек был. Чуть ли не каждый день приходилось драться. Страха не было, к тому же я был не по годам сильный и ловкий. Справлялся в пятом классе со старшеклассниками. Меня побаивались и уважали. Увлекался, как все, футболом, нравилась легкая атлетика, толкал ядро. Дневной десятилетки у нас не было, поэтому пришлось учиться в вечерней школе и работать экскаваторщиком. Грузил руду для медеплавильного комбината.


— Итак, развитый в спортивном отношении молодой солдат Фефелов, потренировавшись со своим капитаном, попал на первые в своей жизни соревнования по классической борьбе. Что это были за соревнования?


— Это было первенство округа, естественно, белорусского краснознаменного. В первой же схватке вышел на перворазрядника и неожиданно для себя положил его, потом второго, третьего. Загордился и в финале, когда мне в соперники вышел спортсмен второго разряда, расслабился и проиграл. Это был урок. На этих соревнованиях меня заметил тренер Алексей Григорьевич Куценко, и я вошел в сборную КБВО. Шел 1955 год. В каких только соревнованиях тогда не участвовал. Попросили однажды защитить честь округа по борьбе самбо. Выиграл сначала первенство Минска, затем республики, а на чемпионате СССР стал пятым. Большое будущее мне прочили, но я уже заболел классической борьбой и изменить ей не мог. К тому же через год стал мастером спорта. Потом был первый чемпионат — и в итоге почетное седьмое место. По ходу соревнований сумел побороть действующего чемпиона, но проиграл по очкам знаменитому Ивану Коршунову, неоднократному чемпиону, человеку–легенде. Стал кандидатом, а потом и членом сборной команды СССР. В этом качестве пребывал до 1969 года.


— Первой медали пришлось ждать, наверное, долго, ведь в Советском Союзе была самая сильная школа борьбы в мире?


— Не очень. В 1960 году у нас в Минске проходил командный кубок СССР по борьбе. Я выиграл все схватки, в том числе и у олимпийского чемпиона Коридзе. Нам вручили золотые медали и кубок. Больше подобных соревнований не проводилось, так что сборная Белоруссии — первый и последний владелец этого трофея. Свою первую медаль в личном зачете выиграл в 1963 году, став третьим на чемпионате Союза. Через два года было «серебро», а в 1967 году стал чемпионом СССР и победителем Спартакиады народов СССР.


— Как могло так получиться, что чемпион Союза не попал ни на Олимпиаду, ни на мировое первенство?


— Конкуренция в нашей стране среди борцов была страшнейшая. Десятый по силе борец мог запросто выиграть чемпионат мира. Вот пример Лени Либермана, тоже белорусского борца. Он даже призером первенства СССР не был, но находился на сборах в Сочи, когда заболел наш сильнейший борец Назаренко, который должен был ехать на чемпионат мира. Видно, в счастливую минуту подвернулся Ленчик тренеру. Тот сказал: «Пусть Либерман едет, ему двадцать лет, он молодой, должен выиграть!» Естественно, он привез мировое «золото». Однако чемпионом СССР так никогда и не был. Победить во внутреннем первенстве было гораздо сложнее. Свое первое «золото» я выиграл в 35 лет, будучи уже «возрастным» спортсменом. Молодых и перспективных было в сборной навалом. Вот я на мир и не поехал. К тому же из других республик, Грузии, например, много чего тренерам сборной везли... О москвичах и говорить нечего — они шли вне очереди. Обидно, но что было делать...


— Члены сборной, наверное, хорошо жили?


— На сборах давали талоны на питание по 2,50 рубля в день. Когда выиграл первенство Союза, то «отвалили» аж пятьсот рублей, правда, сто с чем–то высчитали.


— И вот вы вернулись в родной Минск чемпионом. Вас с оркестром встречали и подарками всякими засыпали: машина, квартира, прочие блага. Так было?


— Нет, конечно. Мы не за деньги боролись, а за честь страны, своего спортивного общества, города родного. Это сейчас все деньгами измеряется, тогда другое время было, мы были патриотами. Это не банальность, это правда.


— Однако и на жизнь надо было зарабатывать?


— Конечно. Лично я окончил институт физкультуры, преподавал, был заведующим кафедрой в БГУ, тренировал молодежь.


— Чемпионов выращивали для страны?


— Были и чемпионы. Впрочем, не в титулах дело. Важнее все–таки культуру физическую в массы нести, а это дело трудное и неблагодарное. Вот сейчас, к примеру, работаю доцентом кафедры физвоспитания в Белорусском институте правоведения. Буквально за руку тащу ребят в спортивный зал. На одной тренировке побудет, мышцы натрудит и кряхтит себе потом неделю на диванчике перед телевизором. В прежние годы общество более спортивным было.


— С этим не поспоришь. Вот и среди нас, тех, кто по утрам в парке тренируется, много мы видим молодежи? Да нет никого! Единицы иногда вдоль Свислочи пробегут, да и то летом, в хорошую погоду. А так все больше те, кому за пятьдесят и старше зарядку делают, да еще женщины среднего возраста для поддержания хорошей фигуры тренируются. Может быть, в самом деле никому эта самая физкультура вместе со спортом больше не нужны?


— Спорт — это большой труд, но и большая радость. Заменить эти ощущения нельзя ничем. Тело просит нагрузки, это как наркотик, но наркотик, несущий здоровье, а значит, продление активной жизни. Вы же видите мой пример, следуйте ему и как минимум после вашего «полтинника» еще двадцать лет молодости гарантированы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter