Делать паузы в кино, а не в жизни

Каким станет завтрашний день «Белвидеоцентра»?
Каким станет завтрашний день «Белвидеоцентра»?

Студия «Белвидеоцентр» — основной производитель документального кино в Беларуси. «Из центра можно было бы создать прекрасную альтернативную студию, — говорит его главный режиссер Александр Карпов, — с другими художественными критериями, чем на «Беларусьфильме», другими темами. Однако вместо этого нас всегда пытаются объединить с «Беларусьфильмом».

Это объединение действительно вряд ли кому–нибудь принесет пользу. Хотя проблемы двух фирм во многом схожи. Но в центре, по мнению Карпова, дела идут все–таки получше: студия производит 38 документальных фильмов, получает призы на международных кинофестивалях. Однако это никак не компенсирует отсутствие конкурентоспособных сценариев и квалифицированных кадров.

— Я никогда не говорил, что у нас все в порядке, — говорит Александр Александрович. Мы во внутреннем дворике центра. Историческое здание в центре города, кстати, по его словам, часто принимают за общественный туалет — оно стоит неприметно, на задворках одного серьезного учреждения по улице Карла Маркса. В этом есть какая–то насмешка и горькая ирония нашего циничного времени. — Но я никогда не паниковал. Я всегда называл конкретные меры, которые нужны для того, чтобы поднять белорусский кинематограф. У нас сейчас выросло целое поколение, которое вообще не воспринимает наше кино. Мы их прозевали. Пятнадцать лет они смотрят американский экшн и не представляют, что есть еще что–то, кроме этого. И в этом есть вина и нашего проката, и многоуважаемого телевидения, с которым мы несколько лет безуспешно пытаемся наладить сотрудничество. Они крутят наши фильмы, но никак в нас не заинтересованы. Просто заполняют экранное время.

— Вы сетуете на отсутствие зрительской реакции, но ведь на фестивалях — в Бресте, в Минске на «Лiстападзе» — вы ее видите?

— Это все искусственная реакция! Развлечения зрителя на одну неделю. Шоу, на котором он информируется, что белорусский кинематограф еще не захлебнулся окончательно. Что режиссеру от фестиваля? Прибежало много продюсеров? Нет. Лишь галочка для внутреннего удовлетворения. Есть минимальная востребованность, но в целом мы живем в скорлупе — пробиться на международные каналы невозможно.

У нас хватает режиссеров. Но оказалось, я не могу приглашать на работу студента с 3 — 5–го курсов Академии искусств, потому что он, видите ли, не тарифицирован по всем правилам производства. Я не имею права заключить с ним договор, как с режиссером. Хотя, если я думаю о завтрашнем дне, уже сейчас должен растить кадры. А пока такого режиссера тарифицируют — к тому времени он уже сбежит. В лучшем случае на телевидение. Потому что они с младых ногтей вовлечены в заработки: кто–то клипчик снимает, кто–то свадьбы – и зарабатывают больше, чем в профессиональном кино.

— Но считается, что молодой режиссер должен браться ради опыта за любую работу, чтобы набить руку.

— Глупость какая! Кроме карманов, ничего он не набьет.

— А опыт?

— Кино — это духовная область! А там, в клипах, опыта духовности не приобретается. Чем отличается сериал от хорошего большого кино? В первом все на поверхности, без попытки проникновения в суть. Пожалуйста — пусть тренируется в монтаже, в технических вопросах... Мне иногда говорят, а это у нас такой критерий отбора: кто истово хочет заниматься кино, тот им и без штанов будет заниматься. Но зачем же человека ставить в такие условия?

Мы сейчас в «Белвидеоцентре» формируем план на будущий год и мучительно ищем сценарии, которые бы отвечали всем критериям. Авторов практически нет. Я перечитал все наши сценарные запасы! Школа, к сожалению, слабовата. Сценарий документального кино — это, как и 100 лет назад, для многих неизведанная территория. Пишут, извините, в основном по–газетному. А газета — это все–таки не визуальная вещь. Первый вопрос, который я задаю автору текста: «Почему вы решили, что это — кино? Почему, допустим, не радиопередача?»

В настоящем кино душа вообще живет в тишине, в паузах. Паузы — это самое главное. Даже в игровом фильме, когда произошел какой–то экшн, то именно несколько секунд после этого и есть, собственно, самое главное. Документальное кино исследует человека, поставленного в определенные обстоятельства. Это, собственно, соль кинематографа, да и всякого другого искусства. Душа — никакого другого предмета исследования настоящего искусства быть не может.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter