Дела в Федорах идут в гору

О БЕЛОРУССКОМ селении с необычным названием я узнала случайно. Оказалось, деревня, уютно расположившаяся на самом краю Белорусского Полесья, обзавелась одноименной страничкой в Интернете — Федоры. На ум сразу же пришли строфы из знаменитой сказки Корнея Чуковского «Федорино горе»… Помните, какой на диво бесхозяйственной там была главная героиня — бабушка Федора Егоровна? Интересно, а как обстоят дела в белорусских Федорах? Все ли в порядке в небольшом полесском агрогородке в Столинском районе? Или напротив — как в упомянутой сказке?

Корреспондент «БН» исследовала вместе с сельчанами основательную социальную базу и традиции столинского агрогородка

О БЕЛОРУССКОМ селении с необычным названием я узнала случайно. Оказалось, деревня, уютно расположившаяся на самом краю Белорусского Полесья, обзавелась одноименной страничкой в Интернете — Федоры. На ум сразу же пришли строфы из знаменитой сказки Корнея Чуковского «Федорино горе»… Помните, какой на диво бесхозяйственной там была главная героиня — бабушка Федора Егоровна? Интересно, а как обстоят дела в белорусских Федорах? Все ли в порядке в небольшом полесском агрогородке в Столинском районе? Или напротив — как в упомянутой сказке?

Марию Арсентьевну каждый знает…

Добраться до Федор совсем не сложно. Расположилась деревня на дороге, соединяющей Столин с Пинском. До каждого из этих райцентров — 30 километров. Неплохое, прямо скажем, «геополитическое» положение, если хотите, выгодное. Предположение о возможной «бесхозяйственности» не подтвердилось вовсе. Хорошие асфальтированные улицы, украшенные малыми архитектурными формами, яркие изгороди, цветы на клумбах, обновленные дома… Вполне современный агрогородок, где проживает почти 1100 человек. Здесь есть торговый центр, гостиница, КБО, банный комплекс, детсад и средняя школа, Дом культуры, кафе, амбулатория, отделения почтовой связи и банка. Какое уж там «Федорино горе»!

— Хорошая социальная база заложена в Федорах в 1985 году. Тогда, по программе освоения Белорусского Полесья, на землях, прилегающих к деревням Бережцы и Гольцы, решили построить новый совхоз «Бережцы». Через три года новоселов принял благоустроенный жилой поселок на 136 квартир, а в строй ввели крупный животноводческий комплекс по откорму КРС, — вводит меня в курс дела заместитель председателя по идеологической работе СПК «Федорский» Василий Добровольский.

— Деревня и впрямь сегодня на пике развития, еще и омолаживается. Не то чтобы у нас беби-бум, но рождаемость постепенно сравнивается со смертностью. В последние годы, например, на свет появляется приблизительно 11—14 малышей, стариков умирает 13—16, — дополняет председатель Федорского сельисполкома Мария Мельникович.

Каждого сельчанина Мария Арсентьевна знает лично, впрочем, в деревне каждый друг у друга на виду. В Федоры Марию в далеком 1985 году забросила служба: молодую и инициативную комсомолку отправили в развивающуюся тогда деревню на работу в сельисполком. С того времени тут и работает. А на посту председателя сельисполкома (в его ведении сам агрогородок и близлежащее село Нечатово) Мария Мельникович уже пять лет.

Идем вместе с Арсентьевной, как уважительно величают ее односельчане, по Федорам. Размеренно здесь течет своя жизнь: дети — в школе, взрослые — на работе (большинство занято в местном СПК), дома в полуденный час только пенсионеры. Таковых, кстати, в Федорах 205. Мы направляемся к старейшей жительнице деревни — Евфросинье Тарасовне Курган.

«Коли поплачу, коли и посповаю»

— Наша долгожительница родилась в 1917 году. Бог даст, через четыре года справит 100-летний юбилей, — говорит Арсентьевна.

— Интересно, кстати, а живут ли Федоры в Федорах? — интересуюсь по пути.

— Сейчас нет. Но, правда, была одна — Федора Петровна Маринич, умерла 15 лет назад. Я была знакома с этой удивительно трудолюбивой женщиной. У нас, кстати, все тут такие: к своему хозяйству ревностно относятся, рачительно. Ну а девочек, рожденных в Федорах, Федорами сейчас и не называют: не модно, наверное, — рассуждает Мария Мельникович. — Были в нашей деревне и Фёдоры. Сейчас живет один — Федор Федорович Совецкий. У него большая семья — четверо сыновей, внуки, сам до пенсии в строительстве трудился.

Подходим к дому Евфросиньи Курган. Бабушка живет одна, дом в порядке, усадьба тоже.

— Как здоровье, Евфросинья Тарасовна? — привечаем.

— А нишчо, деточки, коли поплачу, коли и посповаю, — со специфическим полесским акцентом отвечает долгожительница. Живет Евфросинья скромно. Сейчас ожидает приезда внуков, вовсю снует по двору, наводит «марафет». Они вместе с невесткой и правнуками постоянно навещают Евфросинью Тарасовну.

— Потребы нет особо ни в чем, помогают и дети, и Совет, — говорит Тарасовна. — Вот, например, нужно мне дров привезти — заказала, и привезли.

Евфросинья Тарасовна как одиноко проживающий пенсионер имеет право на внеочередное обеспечение дровами, но за них пенсионерке придется все же заплатить.

К слову, все социально уязвимые федорцы на виду у сельисполкома. Несколько раз в год местные власти обследуют одиноких и одиноко проживающих пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, а также многодетные семьи (их в агрогородке, кстати, 17). Все они — более 100 стариков и детей — подпадают под районную программу «Поддержка». Цель проекта так и сформулирована — поддержать нуждающихся. Гуманитарная помощь идет по линии Красного Креста и религиозных общин. Остальное силами сельсовета: отремонтировать печь, установить автономный пожарный извещатель, проводку переложить, поправить забор…

— В Федорах забота о стариках — в порядке вещей, да и как иначе? — комментирует Мария Мельникович. — Дети в большинстве своем воспитаны в уважении к своим родителям, многие приезжают им помочь, а некоторые федорцы, те, что уехали в город, после выхода на пенсию возвращаются на постоянное место жительства в родную деревню. Поэтому и дачников у нас нет. А если и продают кому-то местные дома, то задорого. Недавно хороший дом с молотка ушел за 15 тысяч долларов. Хотя это все же большая редкость.

— О том, чтобы продавать родительский дом, где сейчас живем мы с дедушкой, и речи быть не может, — включается в разговор житель Федор Руслан Ключенко. Два года назад парень сменил городскую прописку на сельскую, и сейчас живет со своим дедом Василием Захаровичем в деревне.

88-летний Василий Ключенко в Федорах, кстати, человек заслуженный и почитаемый. Партизан Великой Отечественной войны, Василий Захарович после окончания партийной школы в 1945 году приехал в Столинский район в служебную командировку. В Федорах нашел свое семейное счастье. А 38 лет посвятил любимой профессии: работал сельским участковым.

— Эта деревня для меня стала такой же родной, как любимые Апанасовичи, что в Ушачском районе, где я вырос, — откровенничает Василий Захарович. — Доживаю свой век здесь. Хозяйка моя умерла несколько лет назад, вот внук Руслан и присматривает за мной, помогает во всем. Вместе с ним веселее и дрова заготавливать, и в доме прибраться, и на собственном огородике похозяйничать. Федоры не загибаются, не вымирают, как иные из белорусских деревень, а хорошеют, развиваются. Есть молодежь, рождаются дети. Про такие деревни, как у нас, где порядок — а в этом я уверен, — нужно рассказывать больше, чтобы другие равнялись.

Ждут праздника… улицы

Федорам — первой деревне в Столинском районе — придали статус агрогородка почти десять лет назад. За это время здесь обновились все объекты соцкультбыта. А еще выросла целая новая улица — Граничная, где по Государственной программе возрождения и развития села возвели 22 новеньких дома усадебного типа.

Недавно новоселами на Граничной стала семья коренного федорца Дениса Совецкого. 26-летний специалист четыре года отработал в хозяйстве механизатором, окончил индустриальный педагогический колледж в Пинске. Уже год Денис — начальник мехотряда СПК «Федорский». В подчинении молодого руководителя почти 60 механизаторов. А в благоустроенном доме Дениса ждут жена Нина, пятилетняя дочь Александра и полуторагодовалый сын Никита.

— С жильем нам повезло: дом теплый, три жилые комнаты. Нам хватает, — радуются супруги Совецкие. — Для детей здесь и школа, и детсад. А если нам нужно развлечься семьей, отдохнуть, едем в Пинск или Столин. На рынок за покупками — туда же, благо купили машину. Чего хотелось бы еще? Чтобы времени после работы оставалось больше…

Шумно и многолюдно в Федорах проводят День деревни. И поет, и танцует вся деревня... В следующем году у председателя сельисполкома Марии Мельникович есть идея сделать праздник улицы — самой молодой в Федорах — Граничной.

Новой церкви быть

Столь удачно судьба Федор, справедливости ради, сложилась во многом благодаря крепкому хозяйству — СПК «Федорский». Созданное еще в 1985 году, предприятие, специализирующееся на производстве мяса, сумело выстоять в 90-е. А в XXI веке даже вырваться в лидеры.

Социальные объекты агрогородка СПК поддерживает постоянно. Стройматериалами и рабочей силой помогает средней школе и детскому саду. Заслуженные и почетные колхозники СПК каждый месяц получают материальную помощь, плюс — юбилейные поощрения, премии к праздникам, тринадцатую зарплату. А молодым семьям, впервые вступающим в брак (сотрудникам СПК), хозяйство выделяет до 20 базовых.

— На благоустройство территорий деревни всегда даем технику. Вместе с сельчанами наводим в апреле порядок на земле. А не так давно, например, инициативная группа собрала у сельчан деньги на краску, чтобы обновить 560-метровый забор кладбища, — замечает заместитель председателя по идеологической работе СПК «Федорский» Василий Добровольский.

— И все же, каким бы объектом, по мнению сельчан, неплохо было бы прирасти и без того развитой инфраструктуре Федор?

— Нужна деревне станция обезжелезивания, — говорит председатель сельисполкома Мария Мельникович. — Качеством воды люди, к чьему жилью подведено центральное водоснабжение, недовольны. Кому хочется давать своему ребенку плохую питьевую воду да и самому ее пить?

Сельчане поднимали вопрос о строительстве станции обезжелезивания в прошлом году. Все уперлось в финансы.

Но есть в жизни Федор и новость хорошая. Они в прошлом году вышли с предложением к местным властям и архиепископу Пинскому и Лунинецкому Стефанию с тем, чтобы воздвигнуть в Федорах церковь. Их поддержали. Начался сбор средств, львиную долю которых составляют пожертвования работников СПК.

— Заложили фундамент церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Если понадобится, и сами готовы выйти на стройку. Толоку еще никто не отменял, — хвастают федорцы.

Свежо предание, да верится с трудом?

И все-таки, откуда деревня получила свое название? Старожилы мне на сей счет поведали три легенды. Первая — на этой территории давным-давно будто бы располагался хутор, который принадлежал богатой женщине по имени Федора. Через какое-то время близ него начали селиться люди, и местность «окрестили» Федорами. Второе предание повествует о трех братьях Федорах. А третья такова: через деревню (была здесь болотистая местность) пролегала дорога на Пинск. И из селения путники шли пешком, от чего и прозвали их Ходорами, от слова ходить — так поначалу деревню и назвали. С течением времени имя это сменили на более звучное — получились Федоры.

Ну а историки настаивают на научной версии — деревня издавна называлась Хведоры. Авторитетный столинский краевед Михаил Корсеко ссылается на запись в книге Радчицкого церковного прихода, датированной 1884 годом: «В этом году по распоряжению начальства были открыты церковно-приходские школы грамотности… в деревне Хведорах с 12 мальчиками, коих обучал Константин Туцкий…» С течением времени начальное «х» отпало — и получились Федоры.

Впервые же деревня упоминается в 1524 году в одной из «привилегий» королевы Боны Сфорцы как собственность некоего шляхтича Ветелицкого.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter