Дела давно минувших дней

Какие тайны хранят архивы
Во многих странах возраст архивов определяют по самому старому пергаменту. В Беларуси такой документ также имеется — грамота 1391 года князя Федора Кориатовича, хранящаяся в собрании Национального исторического архива. Правда, есть и другие традиции — считать датой рождения момент официального основания учреждения. Белорусские архивисты придерживаются именно такой традиции, называя датой основания Государственной архивной службы 1922 год, когда было утверждено положение о Центрархиве БССР. Накануне 85–летнего юбилея Владимир Адамушко, директор департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции, раскрыл читателям «СБ» некоторые архивные тайны.

— Владимир Иванович, нас можно назвать страной, богатой документальными памятниками прошлого?

— Судите сами: около 12 миллионов дел хранится в 162 архивах страны. Каждое в среднем по 200 страниц. Тома с документами XVI — XVIII веков могут достигать метра в высоту.

— Чем уникальным мы можем гордиться?

— Одно из самых крупных собраний национального архивного фонда — радзивилловское. В Беларуси 26.000 дел этого магнатского рода, больше только в Польше — 33.000. В Литве — 3.000. Наша страна стала инициатором создания электронного архива Радзивиллов.

— Сегодня все больше используются электронные носители информации. Есть ли у «бумажных» архивов будущее?

— Вековая практика научила нас, при какой температуре и влажности хранить бумагу. Но если по каким–то причинам компьютер не сможет прочитать спустя годы заархивированный в «цифре» текст — мы безвозвратно потеряем часть нашей истории. Архивы не зря называют хранилищами вечности. Только здесь уцелели первоисточники по истории страны и каждого отдельного человека.

— Со времен спецхрана остались ли в наших архивах засекреченные документы?

— Да. Но их не так много: в первую очередь — содержащие государственную тайну. Если вы передали нам свои личные бумаги, вы также вправе прописать в договоре, на какой срок хотели бы их засекретить. Это может быть и год, и сто лет. Но если эти документы заинтересуют правоохранительные органы — мы обязаны предоставить их, несмотря на ваше «вето».

— Исследователи каких стран чаще всего работают с документами белорусских архивов?

— В первую очередь — наши соседи. Больше всего проектов у нас с российскими архивистами, раз в год мы проводим совместную коллегию. Вместе с российскими учеными издали документы по неизвестным эпизодам начала Великой Отечественной войны, впервые опубликовали сборник о катастрофе на Чернобыльской АЭС. С Украиной, Казахстаном и Россией готовим к изданию документы по голоду 1932 — 1933 годов — эта беда затронула и Белоруссию. Много ученых приезжает к нам из Польши, Израиля, Латвии. Австрийцы и немцы интересуются Второй мировой войной.

— Какими серьезными открытиями последнего времени порадовали архивисты?

— Не так давно Владимир Денисов обнаружил в Национальном историческом архиве 13 неизвестных автографов Марка Шагала; Алла Голубович в бундесархиве германского города Кобленц выявила более тысячи дел, связанных с родом Радзивиллов. Каждый день приносит новые открытия, если бы их не было — архивы бы опустели.

Кстати

28 мая отметит 80–летний юбилей и Национальный архив Беларуси. Накануне, 23 мая, в Национальной библиотеке откроется выставка «С историей на «Вы», где будут впервые представлены многие уникальные документы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter