Из чего создаются современные новости

Дела Амурные

С ноября внимание миллионов приковано к истории взаимоотношений тигра Амура и козла Тимура из Приморского сафари–парка, которые подружились, нарушив все законы пищевой цепочки. Обилие новостей с этими персонажами в главных ролях смахивает на сериал, где зрители каждый день затаив дыхание ждут нового сюжетного поворота. Подрались или снова ладят? Кто станет избранницей Тимура, на место которой объявили кастинг? Когда невестой обзаведется Амур? А сколько шума наделало известие о том, что козлика собираются выдвинуть в депутаты! Ведь директор сафари–парка считает, что Тимур — идеальный кандидат, который не врет, не ворует, не занимается словоблудием... Под впечатлением от этого информационного буйства задумались и корреспонденты «СБ»: чем нас привлекают такие эфемерные, порой придуманные новости и как относиться к их безумной популярности?

Фото Александра РУЖЕЧКА

Ольга Пасияк: Помните, еще римский император Калигула ввел в сенат своего коня со словами: «Вы настолько бесполезны, что от лошади толку будет больше»? И вот вам современная интерпретация ситуации — в Думу баллотируется козел.

Антон Костюкевич: Понятно, что это чистой воды пиар–ход, который в будущем наверняка внесут в книги по маркетингу как хрестоматийный пример привлечения внимания. Но вообще, вся эта история, конечно, крайне любопытна.

Юрий Бакеренко: Так же в свое время интерес к себе примагнитил океанариум в немецком Оберхаузене, где жил Пауль, осьминог — предсказатель результатов футбольных матчей. Страшно сказать, сколько последователей появилось у осьминога по всему миру! Во время футбольного чемпионата Европы–2012 нострадамусами работали свинья, выдра, слон, бульдог, хорек... А у нас, когда Беларусь принимала чемпионат мира по хоккею, звездой стал краб Петрович. Многие ли до этого знали, что в Минске есть центр океанографии «Открытый океан»?

О.П.: Разве что узкий круг интересующихся мировым океаном. Сейчас — другое дело. У центра есть свой YouTube–канал, где, например, недавно за онлайн–трансляцией развития и рождения акуленка ежедневно наблюдали 40 — 50 тысяч человек. Причем не только из нашей страны, но и из России, Франции, Германии, Испании, Объединенных Арабских Эмиратов... Вот она, слава!



А.К.: Интересно, а посещаемость центра из–за этой жизни по принципу «Дома–2» не упадет со временем? Не решат ли люди, что нет смысла ехать, если и так в интернете все можно посмотреть?

Ю.Б.:
Картинка, пусть даже она и в HD–качестве, никогда не заменит то, что видишь вживую. Поэтому искать подводные камни в подобной открытости я бы не стал. Наоборот, это здорово.

О.П.: Владельцы зоопарков, океанариумов и других подобных мест видят большой интерес публики к миру животных и стараются выжимать из этого максимальную выгоду. Скажем, на товарном знаке «Амур и Тимур» заработаны уже миллионы российских рублей. И это только начало. Потребители ведь не против прикупить еще тематические часы или блокноты...

Ю.Б.: Публика требует все больше и больше нестандартных ходов. Какие–то шаги вроде онлайн–трансляции рождения акуленка, думаю, уместны. Но некоторые рекламные кампании, извините, на грани фола. Как пример: придите в магазин полураздетыми — и получите пару сапог с такой–то скидкой. Страшно представить, что будут придумывать рекламщики и пиарщики через несколько лет.

А.К.: Ага, а еще немаловажный вопрос: что будут делать в погоне за рейтингом пишущие и снимающие коллеги? Например, в прошлом году репортер российского канала поджег сухую траву, чтобы «сделать фон» в своем сюжете о пожарах в Хакасии.

Ю.Б.: Ну у некоторых и похлеще крышу сносит. Допустим, македонец Владо Танески в свое время прославился на родине репортажами о жертвах некоего ужасного маньяка, который насиловал, избивал и убивал. Танески все описывал в таких жутких подробностях и выдавал такие детали, что им заинтересовалось следствие — и в итоге предъявило обвинение именно ему. А, скажем, репортер одного из бразильских телеканалов Уоллес Соуз отличался тем, что, прямо как герой Джима Керри из фильма «Брюс Всемогущий», первым оказывался на местах громких новостей. Позже выяснилось, что его «невероятная удачливость» находить места преступлений объясняется тем, что он сам же их организовывал...

О.П.: И все же ни один из таких сюжетов не способен побить интерес к котикам и прочим милым зверушкам. Так, может, это и хорошо? Что, если чтение забавных новостей — своеобразный способ снять стресс? Сейчас люди устали от потока чернухи и негатива, льющегося в СМИ. И поэтому они с удовольствием отвлекаются, читая о том, как бок о бок живут козел и тигр, как рождается акуленок, как собаки усыновляют енота, а хаски выхаживают котенка. После этого мир хоть немного кажется лучше и светлее.

Ю.Б.: Если эти теплые новости правдивы, то почему нет? Но если они выдуманные, частично или даже полностью? Согласись, возникают вопросы. Сейчас информационное поле настолько засеяно информацией, что потребителю уже недостаточно просто поглощать новости. Еще обязательно нужно их переваривать, чтобы не наткнуться на какую–нибудь «отраву». Думать, правда ли все сказанное, искать подтверждения в других источниках. Особенно часто на сомнительные новости натыкаешься в социальных сетях, где они распространяются как вирус.

А.К.: Да, социальные сети, давно известно, как источник информации недалеко ушли от народного информагентства ОБС — «одна бабка сказала». То, что придуманные новости востребованы, совершенно понятно. Другое дело, что читатель сейчас настолько избалован, что обычная новость про задержание браконьеров никого не задевает. Но если вычислить охотников–нелегалов помог кот, который измазался кровью подстреленного животного, тут уже совсем другой разговор.

Ю.Б.: Так называемые утки выводились и раньше, но по большей части они были безобидными. Сейчас же иначе — последствия могут быть самые серьезные. Допустим, читал недавно, что после новости о покушении на президента США, которую закинули во взломанный Twitter одного информационного агентства, обвалился индекс Доу — Джонса. То есть из–за виртуальной шуточки интернет–троллей — вполне реальные финансовые потери.

А.К.: Сегодня процветают целые сайты, производящие новости–анекдоты. Но то, что это несерьезные сообщения, зачастую понятно только на самих этих ресурсах. А вот на тех сайтах, которые их перепостили, причем нередко без ссылок на первоисточник, уже поди разберись. Да и потом, разве сегодня чем–то удивишь?

Ю.Б.: Вот–вот. Кажется, трудно поверить в новость о том, что прошел чемпионат по сплаву на квартирных дверях, правда? А если знать, что в мире реально проводятся, например, чемпионаты по метанию яиц, поеданию крапивы, ору и ношению жен? Да уж, все смешалось в доме Облонских, то есть в информационном пространстве.

А.К.: Фейки живучи потому, что ложь, скажем так, монтируется в реально существующий контекст. Почему в Украине в свое время многие приняли за чистую монету новость о введении платы за пользование туалетами в местных поездах? Да потому что люди уже готовы к тому, что им чуть ли не за воздух скажут платить.

О.П.: Как говорится, Америку ты здесь не откроешь. Например, уже избитая схема, когда телевизионщики шутки ради выходят на улицу и спрашивают у прохожих мнение о полностью выдуманной новости. А большинство случайных интервьюируемых, в свою очередь, чтобы не показать свою неосведомленность, мол, ни о чем таком не слышали, начинают поддакивать и нахваливать придуманный законопроект или другой «новостной повод». Да и потом, люди сейчас все сводят к юмору, как ни крути. По крайней мере, в интернете. Любая новость, какой бы она ни была, мгновенно порождает мемы, фотожабы и дальше уже с юмористическим оттенком расходится по соцсетям.

А.К.: Вопрос в том, что никогда не угадаешь, что же действительно вызовет острую реакцию аудитории. Здесь можно вспомнить и уже классический пример — знаменитую радиопостановку «Войны миров» в США, спровоцировавшую настоящую панику. Многие слушатели и вправду поверили, что на Землю напали марсиане. А современные читатели просто устали от обыденности, им больше интересна красивая история, которой на первый взгляд просто не может быть. Вот как тигр, например, пощадил храброго козла.

О.П.: Мне история с Амуром и Тимуром, как и ей подобные, прежде всего кажется отличной работой пиарщиков по привлечению туристов. Что у нас, к сожалению, получается редко. Из ярких примеров — город Глубокое, окрестности которого провозгласили вишневым краем, организовали фестиваль этой ягоды и поставили в райцентре памятник вишне. Позже случился новый маневр — появился памятник барону Мюнхгаузену. Историки откопали, что на местном кладбище похоронен человек с такой фамилией. И такие умелые ходы должны быть примером. Сейчас привлечь внимание покупателей к продукции, а туристов к какому–либо месту можно только фишками.

Ю.Б.: Даже если просто глянуть на названия белорусских населенных пунктов, легко понять, что у нас непаханое поле для пиара. Есть в Беларуси свои Париж, Палестина, Бали, Венера, Марс, Рай, Игрушка... Маркетологи, ау, — работайте, завлекайте! Только при этом не заигрывайтесь, придумывая того, чего нет на самом деле.

pasiyak@sb.by

akostyukevich@sb.by

bakerenko@sb.by

Советская Белоруссия № 34 (24916). Вторник, 23 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter