Декан истфака БГУ Александр Кохановский: «Факультет живет, пока развивается»

Накануне 100-летия БГУ государственных наград удостоены 28 сотрудников университета. Среди них и декан исторического факультета Александр Кохановский — он награжден медалью Франциска Скорины. Не скрывает: такая высокая оценка проделанной работы очень важна. Но беседу мы начинаем вовсе не с награждения… А с предстоящего капитального ремонта здания факультета, известного также как Дом № 1 БГУ: с него, по сути, и началась история университета. Ведь здесь не только размещались правление вуза, библиотека и канцелярия, но, по некоторым сведениям, жил и первый ректор Владимир Пичета.


— Возможно, на этом самом месте, — декан обводит взглядом стены своего кабинета. — Хотя, конечно, это только предположение. К тому же после Великой Отечественной войны от прежнего здания остались лишь руины. На их месте и построили новый дом, взамен двух этажей — четыре. И все равно очень символично и значимо, что сейчас здесь именно исторический факультет — уже почти 30 лет. А скоро это будет не просто наш учебный корпус, а настоящее здание-музей, посещение которого планируется включить в экскурсионные маршруты Минска. Ведь, кроме стен с историей, у нас есть и интереснейшие коллекции: археологическая, этнографическая и нумизматическая. В том числе уникальные экспонаты: начиная от старинных украшений, найденных во время раскопок в Беларуси, и заканчивая рукой мумии из Древнего Египта, переданной в музей БГУ еще в 1920-х. А заметили в коридоре античные статуи? Это копии скульптур из собраний Эрмитажа. 

В то же время Александр Геннадьевич признается: лично ему ближе история Беларуси XIX — начала ХХ века. Почему именно этот период? И как вообще решил стать историком?
— Сложно ответить однозначно. Ведь в школе мне были интересны разные предметы. По химии и немецкому языку даже в олимпиадах участвовал. Мама видела меня медиком. Но когда пришло время выбирать, решил поступать на исторический факультет. Возможно, потому, что мой отец Геннадий Александрович Кохановский тоже был историком, краеведом, фольклористом. Как и многие его друзья. Их рассказы о нашем прошлом, культурном наследии белорусов очень увлекали. Думаю, это и подтолкнуло к такому выбору. И я о нем никогда не жалел. 
Александр Геннадьевич уже на первом курсе начал заниматься научными исследованиями. Но очень гордится, что первая запись в трудовой книжке — учитель истории в Полочанской средней школе, куда приехал работать по распределению. Рассказывает, что параллельно поступал в аспирантуру. А когда пришло сообщение о зачислении (в 1985 году), некоторое время даже сомневался, не остаться ли на родине — в Молодечненском районе, где для него также открывались большие перспективы:

— Меня втянуло в эту жизнь. Было интересно. Но все-таки аспирантура оказалась более привлекательной. Кандидатскую диссертацию защищал на тему «Социально-классовая структура населения Беларуси во второй половине XIX века». И в дальнейшем больше изучал именно эту эпоху, хотя преподаю весь курс истории Беларуси. 

— А если бы была возможность выбирать, в каком веке предпочли бы жить? 

— Без сомнения, в нашем времени. Но, думая о прошлом, хотел бы поговорить со многими людьми, которых уже нет. Расспросил бы, как им жилось во время революции 1917 года, советско-польской войны… 
Отец составил родословную нашей семьи, в которой есть упоминание, что один из родственников в Первую мировую был военным летчиком: по тем временам большая редкость. Об этом тоже хотел бы узнать подробности из первых уст. 
Только теперь ответы можно найти лишь в архивных документах. Как и на более глобальные вопросы, которые стоят перед историками.

Александр Геннадьевич подчеркивает, что, несмотря на работу, которая уже проделана учеными по изучению истории Беларуси, в зависимости от определенного периода проанализировано всего от 5 до 15 процентов архивных материалов: 

— Об этом рассказываю и своим студентам — мотивирую на дальнейшие исследования. Ведь это очень важно. 
История дает ответы на многие вопросы и многому нас учит. Нужно только разумно у нее учиться, а не просто выдергивать какие-то факты. 
Интересуюсь, а насколько удалось продвинуться в изучении истории самого БГУ? Александр Геннадьевич говорит, что работа проделана масштабная: в том числе сотрудниками факультета подготовлена серия книг «Интеллектуальная элита Беларуси». Пять томов, в которых представлены биографии 132 ученых — основоположников ряда белорусских научных школ и организаторов высшего образования:

— Когда изучаешь только факты и цифры, история может быть суховата. А когда читаешь биографии людей, понимаешь, в каких условиях они трудились, делали открытия, принимали решения, — представляешь происходящие вокруг события совсем по-другому, более рельефно, что ли. А ведь в истории университета в наибольшей степени отразились все те изменения в социально-экономическом и культурном развитии нашей страны, которые происходили на протяжении последних ста лет.

У Александра Кохановского в этом году, к слову, и свой небольшой юбилей — пять лет в должности руководителя исторического факультета. Что удалось сделать за это время? Рассказать есть о чем. В частности, впервые совместно с Московским государственным университетом открыта магистерская программа «История белорусской диаспоры» — с выдачей двух дипломов! Развиваются и другие международные образовательные программы. 

— А еще с этого года на факультете началась подготовка по новой специальности «регионоведение». У магистрантов учебный профиль называется «Страны и регионы нового Шелкового пути». Очень рассчитываю, что такие специалисты востребованы на наших предприятиях, особенно экспортно ориентированных. Ведь для продвижения продукции в той или иной стране внимание к ее национальным традициям, знание языка могут сыграть ключевую роль. 

Александр Геннадьевич уверен: факультет живет, пока развивается. Поэтому, конечно, есть уже и планы на будущее. Но работа декана — это не только организация учебного процесса:
— На этой должности нужна максимальная включенность в жизнь факультета. Признаться, я даже приказ об отчислении студента не могу завизировать, пока лично с ним не встречусь. Ведь ситуации бывают разные: может, у него какие-то сложности, которые абсолютно точно преодолимы. 
В то же время у меня много и других обязанностей. Как профессор я читаю студентам и магистрантам лекции. Являюсь председателем докторского совета по защите диссертаций, ученым секретарем совета университета. Продолжаю и собственные научные исследования. 

— А как проводите свободное время?

— Скажу сразу, его очень мало: проводить стараюсь с семьей. Ведь когда дети были совсем маленькие, я писал докторскую диссертацию. А сейчас сын уже в 11-м классе, а дочка в 7-м… А еще я люблю уезжать на малую родину — это в определенной мере и вдохновение, и возможность набраться сил, переключиться, спокойно что-то осмыслить. Новостью о награждении, кстати, тоже сразу поделился с родными, ведь для меня это не только высокая оценка работы. В 1992-м медалью Франциска Скорины был награжден мой отец — за работу по сохранению историко-культурного наследия Беларуси. Сегодня он бы мной гордился. 

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter