Дефляция теплого периода

Минус 0,3 процента: основная причина снижения средних цен - сезонный фактор

В прошлом месяце произошло редкое для нашей макроэкономики явление — дефляция. Цены по сравнению с апрелем упали на 0,3 процента. Причем продовольствие подешевело на 0,6 процента. Услуги не вышли из положительной зоны, но «плюсанули» небывало скромно — на 0,1 процента. Однако потребитель не ликует, а с опасением смотрит в будущее. Национальный банк зафиксировал парадоксальное явление: на фоне снижения индекса потребительских цен инфляционные ожидания не «обваливаются», а находятся на достаточно высоком уровне — 11,4 процента. И по сравнению с февралем снизились всего на 0,2 процентного пункта.

Цены двигаются в канве параметров социально-экономического прогноза.
фото zhazh.ru.

Конечно, основная причина снижения средних цен — сезонный фактор. Небывало теплый май сместил во времени начало сбора урожая ранних овощей. Да, скажем, молодую картошку дешевой пока не назовешь. Но ее обилие «давит» на стоимость старого сбора. Все стараются опустошить хранилища, понимая, что еще чуть-чуть — и овощи сбора прошлого года уже никому не будут и даром нужны. Такова логика рынка сезонной продукции, которая повторяется из года в год. Только, в зависимости от погоды, смещается во времени ближе к началу или концу лета. Впрочем, сказывается на инфляции и позиция нашего антимонопольного органа, который постепенно нарабатывает практику и уже не дает производителям особенно разгуляться с повышением цен на свою продукцию. 

Словом, дефляция теплого периода вполне закономерный процесс. Да и в целом цены двигаются в канве параметров социально-экономического прогноза на этот год. Почему же население столь пессимистично? И его тревожные ожидания в отношении цен более чем в два раза превышают все прогнозы. Ладно, в позапрошлом, прошлом году психологию людей можно было понять. Были свежи в памяти двузначные показатели индекса потребительских цен. Но при скромной инфляции мы уже живем достаточно долго. Однако к хорошему еще окончательно не привыкли. Да и психологически скорректировать мышление под новые реалии не очень получилось. 

Ожидания людей — это не анализ, а ощущения чистой воды. А на них может давить и влиять бесконечное количество самых неожиданных факторов. Вплоть до резких перемен погоды. Такова уж специфика человеческого настроения. Впрочем, если подходить к проблеме совершенно серьезно, то вопрос ощущений инфляции в стране, мягко выражаясь, еще до конца не изучен. Видимо, такие исследования — дело будущего. Но очень велика вероятность, что ожидания высокой инфляции подогреваются информационной средой. 

Чистого рынка не существует ни в одной стране. И в каждом государстве есть товары-маячки, к изменению стоимости которых чувствителен не столько кошелек потребителя, сколько его внутреннее состояние. По этим маркерам мы измеряем в той или иной степени свое благосостояние. Причем не математически, а, скорее, интуитивно. Для белорусов такими точками являются муниципальный транспорт, коммунальные услуги и топливо. Хотя последнее занимает не самое высокое место в потребительских расходах. Скорее, плетется несколько в хвосте по своей значимости в семейном бюджете, тем не менее люди крайне восприимчивы к любым подвижкам в ценах на дизель или бензин. Про стоимость талончика на автобус и «коммуналку» и говорить не приходится. Надо государству отдать должное, оно всеми силами старается ряд товаров и услуг сделать доступными. Иногда даже слишком. Особенно жестко держали ряд тарифов и цен во время сложных макроэкономических колебаний и неурядиц, чтобы таким образом поддержать население. За последние десять лет по ряду позиций скопились слишком серьезные дисбалансы, чтобы можно было их игнорировать. Ряд услуг и товаров грозят уйти настолько глубоко в отрицательную рентабельность, что уже никакое перекрестное субсидирование и государственная поддержка в той или иной форме не помогут предприятиям держаться на плаву. 

Эти так называемые реперные точки постепенно ликвидируют. И, что греха таить, рост цен на эти товары и услуги опережает инфляцию. Действия совершенно логичные и выверенные. Но людей такие экономически обоснованные действия вводят в некоторое заблуждение. И им кажется, что вслед за подорожанием билета на электричку или литра АИ-92 должны поползти вверх все ценники. Действительно, определенная доля транспорта «сидит» в каждом товаре. Но необязательно рост транспортных тарифов провоцирует всеобщую инфляцию. Есть много нюансов. Они очевидны специалистам, но далеко не всегда — простым гражданам, далеким в своей повседневной жизни от экономических хитросплетений. И тогда важное значение приобретает грамотный информационный фон. Недаром изобретатель и основоположник маркетинговой теории Филип Котлер утверждал: его идеи можно применять не только для продажи товаров или классических услуг. Маркетинг при правильных подходах способен подсобить буквально во всех сферах жизни. Вплоть до организации призыва в армию. И идея низкой инфляции, чтобы она быстрее и глубже проникла в национальное сознание, тоже требует и информационной, и рекламной, и маркетинговой поддержки. 

volchkov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...