Дефицитный ресурс, или Что важнее — доверие избирателей или деньги

Недавно Центризбирком Украины принял решение сократить финансирование выборов президента в 2010 году на полмиллиарда гривен. Впрочем, даже с учетом этого сокращения нынешняя избирательная кампания обещает стать самой дорогой в истории страны по сравнению с предыдущими президентскими и парламентскими выборами образца 2004 и 2007 годов.

Больше денег будет потрачено не только на сами выборы, но и на агитацию. По предварительным подсчетам экспертов избирательных штабов, расходы спонсоров кандидатов составят не менее одного миллиарда долларов.
Основных кандидатов, как и прежде, трое: лидер Партии регионов Виктор Янукович, премьер-министр Юлия Тимошенко и бывший спикер Рады Арсений Яценюк. Как показывают данные социологических опросов, шансы Виктора Ющенко на переизбрание эксперты пока оценивают как весьма призрачные.
Схватка обещает быть жаркой и интригующей, и определить фаворита сейчас — все равно что попасть пальцем в небо. Предчувствуя бескомпромиссную гонку, украинские бизнесмены решили сменить тактику поддержки будущих кандидатов в президенты. Эта избирательная кампания будет первой, когда спонсоры партий готовы финансировать не только своего выдвиженца, но и его оппонента. “На этих выборах не будет жестких контрактов между бизнесом и политиками. Все олигархи выдвигают одно условие — гарантии сохранения их бизнес-империй”, — убежден политолог Вадим Карасев. “Крупные бизнесмены раскладывают яйца в разные корзины, потому что к власти может прийти человек, на которого они не делали ставку”, — соглашается с коллегой и политтехнолог Константин Матвиенко.
Самое большое количество спонсоров, безусловно, у политических тяжеловесов — Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. Причем их готовы поддержать не только представители бизнес-сообщества. Например, на сайте Юлии Тимошенко появилась рубрика “Сделай взнос”, в которой предлагается сделать пожертвование в поддержку общественного движения “Я выбираю Юлю!”. Сбор средств начался с 19 октября, в день официального старта избирательной кампании в Украине. К слову, похожая тактика использовалась в предвыборной кампании Обамы.
Наверное, в этом нет ничего такого, что бросало бы тень на политиков столь высокого уровня. Скорее всего, тут наблюдается определенная закономерность. Если есть личность, которая популярна в народе, за которой готов идти значительный процент избирателей, если у кандидата есть четкие ориентиры, разумная предвыборная программа, здравые идеи, конкретные предложения, то вокруг него начинают концентрироваться финансовые ресурсы и одновременно крепнет социальная база поддержки.
Есть ли сегодня такие личности среди белорусской оппозиции? Насколько она едина? Пока эти вопросы скорее чисто риторические. Эта среда сегодня наполнена внутренними “разборками” и долгими спорами о том, кому координировать работу в столице, как бороться, надо ли проводить праймериз, кого выдвигать в качестве “единого кандидата” и есть ли смысл вообще участвовать в выборах. Как сказал один из лидеров оппозиции, “постоянно идут разговоры, что мы ждем “горячей” весны или “горячей” осени, будет кризис и будет результат. Но сидеть нельзя, надо работать с людьми. Я за диалог и эволюцию. Это более надежный путь”.
Напрямую с видением своего места в системе политических и социальных координат связана и финансовая поддержка. Ведь даже если кандидатам в президенты и в депутаты парламента разрешат использовать собственные средства при проведении избирательной кампании, вряд ли это гарантирует решение всех проблем. Без поддержки внутри самого общества остается надеяться разве что на помощь извне. Может, именно поэтому в качестве одного из вариантов получения финансовых средств на избирательную кампанию оппозицией рассматривается сотрудничество с киевским офисом Национального демократического института (США). Но все дело в том, что там уже не желают, как прежде, выделять деньги направо и налево и требуют от “получателей” хоть какой-то ясности в стратегии и тактике. Проблема еще и в том, что нормализация отношений между официальным Минском и Брюсселем сильно осложнила жизнь белорусской оппозиции. Сегодня им нужно искать новые лозунги и вырабатывать новые подходы. И уже не только избиратели, но и сами спонсоры говорят о неэффективности “уличной демократии”. Это вынуждает белорусскую оппозицию менять свою игру и заниматься именно тем, чем занимаются политические партии в западных странах — работать с избирателями.
Лидеров “демсил” очень сильно беспокоит, смогут ли они адаптироваться к новым условиям. Ведь доверие народа в одночасье заслужить невозможно. Вопрос финансов по отношению к идейному наполнению всегда вторичен.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter