Как платежеспособность хозяйств сказывается на работе предприятий по материальному обеспечению?

Дефицита запчастей нет. Есть дефицит денег

КОГДА в КСУП «Велетин» Хойникского района провели дефектовку техники, то оказалось, в ней необходимо заменить немало запчастей. Главный инженер хозяйства Юрий Сакун к этому был готов. Хочешь, чтобы техника работала исправно во время весеннего сева, на заготовке кормов или жатве, говорил он, приводи ее в порядок заблаговременно. На сайте Белагросервиса он посмотрел, где и  что можно приобрести, по какой цене, посоветовался с руководителем и решил: выгоднее всего будет ехать на республиканскую базу объединения в Фаниполь. Выбор там большой, цены приемлемые, сразу можно привезти  практически все что нужно — лемеха, отвалы, транспортеры, ведущие звездочки для навозоразбрасывателей, транспортеры, высевающие диски для сеялок, семяпроводы. Кое-что приглядел для тракторов, кормоуборочных комбайнов. Сюда приехал впервые, до этого отоваривались на областной базе и близлежащих сервисах. 

Главный инженер КСУП «Велетин» Хойникского района Юрий САКУН интересуется запчастями.
Поясняет заведующая складом Таисия АДАШКЕВИЧ.

Заодно Юрий Владимирович заехал на постоянно действующую выставку, чтобы ознакомиться с последними новинками предприятий Минпрома и Белагросервиса. Главный инженер не прочь приобрести разбрасыватель минеральных удобрений, культиватор. Но с ними придется подождать. Сразу слишком накладно будет для хозяйства. Выгоднее купить запчасти и восстановить те, что работали не один год. 

Буквально перед Юрием Сакуном на республиканскую базу в Фаниполь приезжали представители Копыльского райагросервиса и ОАО «Беловежский» Каменецкого района. Уехали тоже не порожняком. Первый приобрел деталей на 9,3 миллиона рублей, второй — почти на 56 миллионов — лапы и стойки чизельных культиваторов, несколько корпусов АКШ, 12 борон, немало других запчастей. 

— Теперь клиентов меньше, чем бывает в январе—марте или летом.
Начальник управления материально-технического обеспечения РО «Белагросервис»
Михаил КОРОТЧИКОВ.


Тогда за день обслуживаем до сорока-пятидесяти, — рассказывает начальник управления материально-технического обеспечения РО «Белагросервис» Михаил Коротчиков. — Выбор большой. Продаем сельхоз- и автотракторную технику, запчасти к ней, нефтепродукты, строительные материалы, металлоизделия, пленку, шпагат, восстановленную технику для вторичного рынка, различные узлы и механизмы. Даже скутеры, малогабаритную садовую почвообрабатывающую технику. За прошлый год, например, товарооборот превысил 161 миллиард рублей, а за девять месяцев этого — 144 миллиарда. Если эту сумму разложить на составляющие, то на продажу техники приходится около 15 процентов, нефтепродукты — 40 процентов, а остальное — запчасти. 

При этом география продаж не ограничивается только отечественными сельхозпредприятиями. За тракторами, которые Белагросервис реализует на вторичном рынке, приезжали покупатели из Казахстана, России, Литвы. За три квартала реализовали техники на 22 миллиарда рублей. В том числе и с постоянно действующей выставки. ОАО «Щомыслица» Минского района продали с нее восьмикорпусный плуг, в Копыльский район — косилку. Недавно одно хозяйство приобрело пресс-подборщик. 

— Михаил Михайлович, сегодня многие не прочь обновить машинно-тракторный парк, приобрести почвообрабатывающую или посевную технику. Но у хозяйств не хватает денег. Насколько их платежеспособность сказывается на работе предприятий по материальному обеспечению? 

— Для расчетов приходится задействовать не только денежную форму, но и материальную — зерном, животноводческой и другой продукцией. Не скрою, это устраивает большинство наших клиентов. Положение о продаже рекомендует делать предоплату до 50 процентов стоимости машины или оборудования, чтобы мы могли рассчитаться с поставщиком. А остальная оплата — рассрочка до шести или двенадцати месяцев, в зависимости от вида техники, долга, финансового состояния сельхозпредприятия. В этом году в качестве расчетов собрали более двух тысяч тонн зерна. 

Но проблему дебиторской задолженности такая форма расчетов не решила. Только по управлению материально-технического обеспечения она превышает 50 миллиардов рублей. Сумма солидная. Она, можно сказать, вырвана из товарооборота. За счет ее можно значительно пополнить ассортимент запчастей к ремонтному сезону. Для сравнения скажу, что остатки на складах материальных ценностей составляют 58,8 миллиарда рублей.

— Как обеспечены ими сервисные предприятия регионов? 

— В Брестской области запасы оцениваются в 30 миллиардов рублей, в Витебской — почти в 24 миллиарда, Гродненской — в 33 миллиарда, Минской — в 31 миллиард и Могилевской — в 26 миллиардов рублей. У нас на складах запасов на 28 миллиардов. Поэтому дефицита запчастей нет, есть дефицит денег. При необходимости сельхозпредприятия, фермеры, другие потребители могут приобрести все, что им необходимо, начиная от запчастей и заканчивая сельхозтехникой, включая восстановленные тракторы вторичного рынка.

— Но будь у аграриев больше денег, объем реализации запчастей и техники оказался бы большим. Какова доля предприятий Белагросервиса на рынке материально-технического обеспечения АПК? 

— Как-то мы анализировали его емкость. Он, по нашим расчетам, за год оценивается более чем в три триллиона рублей. То есть мы занимаем на нем до 40 процентов общего товарооборота. Остальную часть закрывают промышленные предприятия и коммерческие структуры. Последние не проводят конкурсов на закупку некоторых запчастей, как поступаем мы, а приобретают их на договорной основе. Поэтому многие, особенно к импортной технике, у нас дешевле. Так, транспортер наклонной камеры к комбайну «Лексион» мы предлагали по 5—6 миллионов рублей, а коммерческие структуры продавали их по 18—20 миллионов, подбарабанья — соответственно по 6—7 и 15—18 миллионов.

— Прежде чем проводить конкурс на поставку запчастей и оборудования, сельхозпредприятия должны продефектовать технику и подать в Белагросервис заявки на приобретение запчастей. В чем они нуждаются теперь больше всего? 

— Из регионов уже собрали дефектовочные ведомости, скоро будем объявлять конкурс на поставку запчастей и оборудования для импортной техники. Брестская область, например, подала заявку только на 28 наименований сельхозтехники, хотя там ее больше, Витебская — на 20, Гомельская — на 17. Слабо представлена потребность в запчастях для картофелеуборочной, свекло- и льноуборочной техники. Витебская область, например, подала заявку только на два вида зерноуборочных комбайнов. 

Теперь проводим инвентаризацию остатков прошлого сезона. Тогда потребность в импортных запчастях оценивалась примерно в 3 миллиона евро. Закупили меньше. Большой их перечень по программе импортозамещения выпускается отечественными предприятиями. Остался переходящий фонд прошлого сезона. 

По нашим подсчетам, только к кормо-, зерноуборочной технике, тракторам, посевной и почвообрабатывающей технике отечественного и импортного производства остатки на складах предприятий агросервисов оцениваются в 140 миллиардов рублей. Для начала достаточно, чтобы активно приступать к восстановлению техники. Только с «Гомсельмаша» за последние два месяца завезли запчастей примерно на 3 миллиарда рублей, а за год — на 20 миллиардов. Их получаем с отсрочкой платежа в 90 дней. Активно сотрудничаем с Минским тракторным заводом, «Бобруйскагромашем», «Лидсельмашем», другими предприятиями.

— Судя по разговору, проблем с обеспечением запчастями нет. На складах Бел- и облагросервисов хозяйства могут приобрести все, что им необходимо? 

— Для начала — да. Потом запасы будут пополнены с учетом оборотных средств. По нашей вине во время полевых работ техника не простаивала ни в этом, ни в прошлом году. До начала их проведения потребность в запчастях мы закрывали на сто процентов. Так будет и на этот раз.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter