ДЕФИЦИТА МОЛОКА И МЯСА НЕ БУДЕТ

Но как сделать, чтобы одним не работать в убыток, а другим продукты были по кармануПовторная ситуация с перебоями молочной продукции в стране, как это было в начале осени, вряд ли возможна. Дефицита нет и не будет, уверяют специалисты Минсельхозпрода и напоминают, что в Беларуси производится молока в два раза больше, чем необходимо республике для внутреннего рынка. Поэтому более 60 процентов производимых молочных продуктов поставляется на экспорт. Причем эти объемы с каждым годом будут только возрастать, поскольку из-за нехватки в мире продовольствия и возросших на него цен для белорусских производителей складывается благоприятная конъюнктура мировых цен в этом сегменте рынка.

По предварительным данным, хозяйства страны в нынешнем году произведут свыше 5 миллионов тонн молока, или на 150 тысяч тонн больше, чем в 2006 году. Что касается мяса, то к концу года хозяйства произведут его около 1 миллиона тонн, что тоже на 120 тысяч тонн больше прошлогоднего показателя. Так что дефицита мясо-молочных продуктов на внутреннем рынке также не предвидится.
Вопрос в другом: как соблюсти интересы производителей, перерабатывающих предприятий и потребителей? Чтобы одним не в убыток работать, а другим эта продукция оказалась по карману.
По словам заместителя начальника главного управления экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Аллы Ломакиной, ноябрьское повышение закупочных цен на молоко на 20 процентов, а также на крупный рогатый скот и свиней на 10 процентов не позволяет в полной мере решать проблемы, связанные с повышением рентабельности  сельхозпредприятий.
Напомню, первоначально в Минсельхозпроде предлагали повысить закупочные цены на 25 процентов. На тот момент более дешевая белорусская продукция вывозилась в некоторые соседние страны, поэтому необходимо было выровнять ситуацию по закупочным ценам. Впрочем, это не единственная и даже не главная причина. Важнее было компенсировать перерабатывающим предприятиям затраты на производство мясо-молочной продукции, поскольку цены на материально-технические ресурсы растут более высокими темпами. Например, фосфорные удобрения уже после увеличения закупочных цен подорожали примерно на 30 процентов. Отпускные же цены на молоко в ноябре для перерабатывающих предприятий  повысились на 14,8 процента (и то не по всем позициям), на свинину и говядину — до 8 процентов.
Поэтому предложения Минсельхозпрода о поэтапном повышении закупочных цен до необходимого уровня, который позволял бы эффективно хозяйствовать, остаются в силе. В нынешнем году они вряд ли будут приняты, но в следующем — вполне возможно. В частности, речь идет о повышении закупочной цены на молоко до 1 тысячи рублей за литр.
Закупочные цены необходимо повышать и потому, чтобы не потерять поставщиков. Если реализация молока сельхозорганизациями  перерабатывающим предприятиям за 11 месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась почти на 4 процента и составила без малого 3,6 миллиона тонн, то закупки молока у населения уменьшились до 84,6 процента и едва превысили 430 тысяч тонн. Главным образом потому, что уменьшается число людей, которые содержат коров.
Что касается закупочной цены для населения, то, естественно, сдатчики молока желали бы видеть ее большей. Однако, как уверяют в Минсельхозпроде, она и сейчас неплохая. Так, молоко первого сорта закупается по 550, высшего сорта — по 600 рублей за литр. Для стимулирования сдатчиков молока существует и надбавка в 70 рублей за литр. К тому же в республике действуют договорные цены для населения, и поэтому перерабатывающие предприятия, если они очень нуждаются в сырье, имеют право платить и больше. Те же молочные комбинаты, имея выгодный сбыт на внешних рынках, вполне могли бы стимулировать таким образом и население, и дополнительный приток молока на свои предприятия.
Аналогичным образом могут поступить и мясокомбинаты, чтобы оставить не у дел перекупщиков. Хотя, по большому счету, сдача населением мяса имеет незначительный удельный вес в общем объеме реализации скота на мясокомбинаты, а потому, по сути, не влияет на ситуацию в мясоперерабатывающей промышленности. Вот цифры. Реализация скота и птицы на убой в живом весе сельхозпредприятиями за 11 месяцев составила 892 тысячи тонн, или 107,1 процента к уровню прошлого года. У населения за этот же период закуплено чуть более 129 тысяч голов КРС, или 92,8 процента к соответствующему периоду 2006 года, а свиней — лишь около 200 голов.
Впрочем, стимулировать нужно не только население, но и сельхозорганизации. С 1 января 2008 года будет изменена структура закупочных цен и введен сорт экстра, который соответствует всем международным стандартам по качеству молока. Закупаться этот сорт будет по 750 тысяч рублей за тонну. Как говорят специалисты, население вряд ли сдаст молоко такого сорта, поскольку даже крепкие сельхозорганизации имеют небольшой процент молока, которое бы соответствовало высочайшим требованиям. Поскольку такого молока немного, то “экстра” не повлияет на удорожание молочной продукции в целом, но зато даст дополнительный стимул сельхозпроизводителям.
Понятно, что повышение закупочных и отпускных цен влечет за собой увеличение и розничных. С одной стороны, надо поддерживать производителя, потому что он не может работать себе в убыток. С другой — нужно держать такие розничные цены, чтобы они не ударили по карману населения. Как быть? Решение здесь одно: вся экономика страны должна работать на то, чтобы доходы населения росли. А поддержка малообеспеченных слоев населения возможна через адресные субсидии. И это уже прерогатива правительства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter