Дефицит сценариев при готовых «кадрах»?..

Белорусские  литераторы  и  кинематографисты  начинают  работать  в  тандеме

Белорусские  литераторы  и  кинематографисты  начинают  работать  в  тандеме

Председатели Союза писателей Беларуси и Белорусского союза кинематографистов Николай Чергинец и Юрий Цветков подписали договор о сотрудничестве возглавляемых ими творческих организаций.  Стремления киношников и литераторов понятны. Основа хорошего фильма – удачный сценарий, и он тем лучше, чем больше взаимопонимания в авторском тандеме режиссера и сценариста. 

Между тем в последние годы творцы двух союзов были достаточно разобщены и далеки друг от друга.   

— В одном государстве живем, а зачастую не можем назвать даже два-три имени: писатели — режиссеров, а режиссеры — писателей. А ведь не зная своей литературы, невозможно построить национальный кинемато­граф. Без взаимного интереса кинемато­графа и литературы не может родиться хороший национальный фильм, — отмечает драматург Георгий Марчук. 

В свое время благодаря именно такому интересу появлялись фильмы, ставшие гордостью национального кино, как например: «Люди на болоте» Виктора Турова по прозе Ивана Мележа, «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика по Владимиру Короткевичу, «Возьму твою боль» и «Знак беды» по одноименным произведениям Ивана Шамякина  и Василя Быкова режиссера Михаила Пташука. 

Как говорит главный редактор журнала «Полымя» Николай Метлицкий, у современных белорусских прозаиков и драматургов  также есть что предложить кинематографистам. И называет вышедшие  новые романы Владимира Гниломедова «Усход» о малоизвестных страницах белорусской истории 1914—1916 годов, связанных с массовым переселением жителей Западной Белоруссии на Волгу; Алеся Савицкого «Пiсьмо ў рай» — своего рода обращение к отцу, репрессированному в гулаговские годы. Валентина Ковтун опубликовала кинороман (именно так, будто бросая вызов режиссерам, обозначен жанр произведения) «Спасам паклiканыя», посвященный Евфросинии Полоцкой. Вот-вот в журнале выйдет повесть Михаила Южика «Лесвiца» с современным сюжетом. Кстати, по наблюдениям Николая Метлицкого, в произведениях  молодых авторов часто даже замечается своеобразное киношное мышление: они пишут едва ли не готовыми «кадрами». Вот только с ответной реакцией… 

— За те пять лет, которые я возглавляю «Полымя», ни один кинорежиссер не проявил какого-нибудь интереса к авторам главного литературного журнала страны и их творчеству. Обидно, что складывается впечатление, будто нет в белорусской литературе достойных внимания произведений, — с сожалением констатирует Николай Метлицкий. 

Восстановить утраченные традиции сотрудничества призван договор. 

— Два союза сошлись в едином желании — объединить творческих людей, направить их усилия в единое русло, сделать все, чтобы наша родина получила хорошие, достойные нашего народа художественные произведения, будь то книга или фильм. Мы чувствуем потребность друг в друге и хотим претворить это стремление в совместные планы и их реализацию, — отметил Николай Чергинец, поставив подпись под договором. 

Между тем планы эти касаются не только непосредственно творчества. Вместе легче и успешнее можно решать и другие вопросы. Например, касающиеся популяризации отечественных литературы и кино или связанные с материальной поддержкой будущих совместных проектов да и с помощью самим творцам. Кстати, по словам Юрия Цветкова, в этом деле у литераторов и кинематографистов уже есть успешный опыт сотрудничества — достойно проведенная в дни празднования годовщины Великой Победы акция, посвященная чествованию ветеранов Великой Отечественной — членов двух творческих союзов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter