Дефицит доверия

Процесс комплексного реформирования Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и ее адаптации к современным реалиям сегодня пробуксовывает. Такое заявление сделал министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, выступая в Мадриде на заседании глав внешнеполитических ведомств государств — участников данной организации.

При этом он подчеркнул, что отсутствие согласованных шагов по повышению эффективности организации может привести к дальнейшему усилению имеющихся в ней кризисных тенденций.
Собственно говоря, деятельность ОБСЕ уже давно вызывает немало нареканий. В первую очередь со стороны тех стран бывшего СССР, которым европейские чиновники за минувшие годы успели основательно “насолить и наперчить”. Проблема в том, что ОБСЕ в лице американцев и европейцев постепенно превратилась в инструмент давления и контроля одних стран над другими. По большому счету организация разделилась на два лагеря. Одни государства, видимо, считая себя более “демократичными и полноценными”, взяли на себя роль экзаменаторов и наставников для других. Первым дозволено все, другие должны молча “проглатывать” то, что им предложат. 
Понятно, что такие “шалости” в политике неприемлемы, поскольку они могут иметь самые серьезные последствия. 
По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, увлекшись “выборной” темой, ОБСЕ игнорирует реальные проблемы европейской безопасности, которые требуют внимания. Структуры, формально подотчетные ОБСЕ, взяли на себя не только мониторинг выборов в нескольких странах — членах организации, но и стали напрямую участвовать в незаконных операциях по осуществлению там “цветных революций”. При этом ОБСЕ как таковая денег на это не давала. Делалось все по-другому. Использовались, по словам Лаврова, “фантомные” неправительственные организации с такими же “фантомными” источниками средств, которые орудовали на Украине, в Грузии, Кыргызстане от имени ОБСЕ.
Глава внешнеполитического ведомства Беларуси Сергей Мартынов выразил обеспокоенность так называемой “автономностью” работы отдельных исполнительных структур ОБСЕ, поощряемой некоторыми странами. Такая “самодеятельность”, по мнению белорусского министра, контрпродуктивна и чревата самыми серьезными последствиями для будущего организации.
Претензии к ОБСЕ звучат все чаще. В Москве уже не раз намекали, что организация занимается совсем не тем, ради чего она создавалась, а посему, дескать, нет смысла в ее дальнейшем существовании. Одно из двух: или ей придется изменить свой стиль поведения, или вовсе исчезнуть.
На минувшей встрече в Мадриде принято решение, что в 2010 году в ОБСЕ будет председательствовать Казахстан. По мнению некоторых аналитиков, именно казахстанская заявка сдержала тех, кто считал, что ОБСЕ неизлечима, и ратовал за выход из нее. Возможно, не все еще потеряно и есть шанс на выздоровление.
Как отметил Сергей Мартынов, чтобы ОБСЕ была реально востребована, необходимо сфокусировать ее деятельность на решении тех проблем, которые имеют определяющее значение для безопасности всех государств-участников. Таким приоритетным направлением, по мнению белорусской стороны, должна стать борьба с терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, торговлей людьми, нелегальной миграцией. Беларусь поддерживает развитие в рамках ОБСЕ диалога по энергетической и экологической безопасности.
Но для начала не мешало бы внести ясность в механизм работы ОБСЕ, принять ее устав, где были бы точно и конкретно прописаны все процедуры.  Невероятно, но факт: до сих пор в ОБСЕ такого документа нет. Без него же ни о какой системности и прозрачности в отношениях между странами-участницами не может быть и речи.
По словам Сергея Мартынова, для укрепления общей безопасности, повышения уровня стабильности в регионе ОБСЕ необходимы стратегическое видение и осознание единства цели и ответственности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter