Дефекты артикуляции

В нашей достаточно узкой профессиональной среде давно уже сложилась тенденция: обсуждение проблем "свободы слова" возможно только в кругу "своих".
В нашей достаточно узкой профессиональной среде давно уже сложилась тенденция: обсуждение проблем "свободы слова" возможно только в кругу "своих". Мне кажется это неправильным. Свобода слова без кавычек доступна для обсуждения всем.

У нас так частенько бывает - весь пар уходит в свисток. Спорим, спорим, а, собственно, о чем? С формальной точки зрения повода для криков "караул" нет - законопроект еще не представлен в официальном порядке Парламенту. А тиражировать его варианты, невесть откуда взявшиеся, и по этому поводу бить в колокола по меньшей мере контрпродуктивно.

Однако Всемирная организация за свободу слова - ARTICLE 19 по заказу ОБСЕ уже подготовила свой вердикт опубликованному в прессе документу. Удивляет не сам факт, что вроде бы организация взялась за редактирование "черновика", сколько сама процедура. Ни в парламент, ни в Министерство информации ее заключение так и не представлено. Возможно, оно готовилось "для служебного пользования" сотрудников ОБСЕ? Тогда зачем предавать его огласке? И уж тем более спешить с "решительными" заявлениями: "Новый закон о печати принимать нельзя, он нанесет непоправимый ущерб свободе слова". Нет смысла вступать в широкую полемику с высокими экспертами хотя бы по уже названным выше причинам. Но на одном их замечании я все же остановлю внимание читателей.

Речь о запрете распространения определенного рода информации от имени "незарегистрированных, не прошедших перерегистрацию или ликвидированных политических партий, либо иных общественных объединений". Как считает ARTICLE 19: "Нет никаких причин, почему СМИ не должны освещать или даже рекламировать партии и организации, которые еще не были зарегистрированы..." Неужели не знают авторитетные эксперты, что в Европе такой свободой давно злоупотребляют многие радикальные партии националистического и даже фашистского толка?

Три года назад я был в числе журналистов-наблюдателей за парламентскими выборами в Германии. В центре Майнца (столица земли Рейланд-Пфальц) обратил внимание на огромный рекламный щит одной из политических партий. На нем - молодой парень из разряда тех, что рекламируют бритвенные принадлежности, с маленькой девочкой на руках. Под аббревиатурой партии - короткий слоган - "Мы заботимся о вас!". Просто и в целом привлекательно. Мой друг, немецкий журналист, с какой-то странной иронией заметил: "Разве тебе ничего не говорит название партии?" Его объяснение оказалось шокирующим: "Эта партия по своей идеологии - нацистская. К сожалению, нет юридических оснований запретить их деятельность. К счастью, пока они не пользуются большой популярностью среди избирателей". Мы еще долго возмущались по этому поводу. Но настоящий шок я испытал после подведения итогов голосования. Партии не хватило одного (!) процента, чтобы преодолеть установленный барьер и пройти в ландтаг. Утренние региональные газеты, словно сговорившись, лишь вскользь упомянули об этом. Как объяснили немецкие коллеги - они не хотят рекламировать эту партию даже за повышенные гонорары.

У нас проще. Если кто помнит, несколько лет назад на заборах и стенах домов рекламировало себя одно националистическое движение. Без особых изысков малюя под своим названием слоганы типа "маскали - геть" и обыкновенную свастику. О "подвигах" его членов нередко писала оппозиционная пресса. И никакое регистрационное свидетельство им, судя по всему, не нужно было. Как только коллеги о них забыли, эти "герои" успешно исчезли из политического бытия.

Брутальный нацист с девочкой на руках смотрится куда привлекательнее. Но суть одна. Рекламным щитом ее не прикроешь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter