Дебиторка растет. Но конвейер не останавливается

ЗА 45 лет существования это предприятие побывало в разных экономических ситуациях и далеко не всегда работало в комфортном финансовом климате. Так что к разного рода проблемам коллективу не привыкать. Однако, как бы трудно ему ни приходилось, заводчане ни разу не подвели сельчан: и восстанавливали сданную в ремонт технику своевременно, и шли на уступки по увеличению сроков расчета за работу. То есть союз серпа и молота всегда был непоколебим. Не отступают витебские ремонтники от давней традиции и сегодня.

Витебский мотороремонтный завод к весенне-полевым работам восстановил около полутысячи двигателей

ЗА 45 лет существования это предприятие побывало в разных экономических ситуациях и далеко не всегда работало в комфортном финансовом климате. Так что к разного рода проблемам коллективу не привыкать. Однако, как бы трудно ему ни приходилось, заводчане ни разу не подвели сельчан: и восстанавливали сданную в ремонт технику своевременно, и шли на уступки по увеличению сроков расчета за работу. То есть союз серпа и молота всегда был непоколебим. Не отступают витебские ремонтники от давней традиции и сегодня.

— Мы по-прежнему обеспечиваем ремонт дизельных двигателей, коробок перемены передач, прочих узлов к сельхозтехнике для агропромышленного комплекса Витебской области. Принимаем также заказы и из других регионов страны и Российской Федерации. Наше предприятие оснащено новым современным оборудованием, которое позволяет производить сельскохозяйственную технику, не уступающую по своим характеристикам зарубежным аналогам. На полях области успешно работают наши почвообрабатывающие посевные агрегаты с шириной захвата 6 и 3 метра, дисковые почвообрабатывающие агрегаты «АД-600 «Рубин», а также самоходные опрыскиватели и камнеподборщики. В настоящее время заканчивается работа над агрегатом для безотвальной обработки тяжелых почв АБТ-4 с шириной захвата 4 метра. Кроме того, после некоторого перерыва мы продолжим выпуск плющилки влажного зерна ПВЗ-10 производительностью 10 тонн в час… Но все-таки главной своей задачей считаем качественный ремонт, в том числе и машин, сошедших с нашего конвейера, — рассказывает главный инженер ОАО «Витебский мотороремонтный завод» Алексей Чернуха. — Доля ремонта двигателей, конечно, уменьшается по мере обновления машинно-тракторных парков сельхозорганизаций мощной энергонасыщенной техникой. К нам поступают в основном двигатели Ярославского и Минского моторных заводов, а также фирм «Детройт» и «Дойц», коробки перемены передач тракторов К-700, К-701, «Беларус-3022». Мы максимально ускоряем сроки ремонта, так как от этого зависит работа сельхозпредприятий. Беда в том, что заказчики зачастую не в состоянии рассчитаться за ремонт, хотя бы частично, и готовая к отгрузке техника ждет возвращения к хозяевам, изыскивающим возможность расплатиться за нашу услугу.

Для полноценного ремонта необходимы комплектующие, которые завод закупает у самых разных поставщиков. В создание ремонтной базы приходится вкладывать и собственную прибыль, и огромные кредитные ресурсы, проценты по которым растут. Некоторые поставщики отпускали витебским ремонтникам комплектующие в долг, но только до тех пор, пока те добросовестно возвращали его. А теперь это делать крайне сложно, поскольку аграрии в большинстве своем тормозят с оплатой за готовую продукцию, и заводская казна, разумеется, не пополняется. Напротив, вычерпана до дна.

— На сегодня дебиторская задолженность составляет 14,8 миллиарда рублей, в то время как на начало ремонтного сезона равнялась всего 6 миллиардам. За это время на наш счет поступило лишь 7,7 миллиарда рублей, и то в основном на погашение задолженности 2011 года. С начала текущего ремонтного периода сельхозпредприятиям области отпущено отремонтированных узлов и агрегатов почти на 15 миллиардов рублей, и только 1,5 миллиарда из них оплачено, — признается заместитель директора по экономике Тамара Глазко.

Директор предприятия Виктор Масалов подробнее останавливается на цифрах и проблемах:

— С 1 ноября 2012-го по 1 марта 2013 года в ремонт поступило 515 двигателей, 19 из которых — к энергонасыщенным тракторам. За это время 479 отремонтировано, 417 отгружено, включая 10 «Детройтов». Восемь из 11 находящихся в ремонте комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов мы уже возвратили заказчикам после ремонта, а два шестиметровых посевных агрегата готовы к реализации. Восстановлены и уже вернулись в хозяйства 3 из 7 посевных агрегатов «Циркон». Задержки за остальными не будет, при условии хотя бы частичной оплаты за отгруженную продукцию. Ведь для ремонта необходимо закупить комплектующие, а их производители, в свою очередь, не отпустят нам без оплаты. Обеспечение посевной кампании — первоочередная задача, и мы к ней готовы.

Виктор Михайлович не скрывает своей озабоченности растущей дебиторской задолженностью, однако не паникует: с пониманием относится к партнерам-аграриям, которые все силы и средства мобилизуют сегодня на подготовку к посевной.

— Я убежден: расчеты за продукцию начнут поступать к заводчанам уже в марте. Да, в этом году несколько позже обычного, хотя озабоченность руководителя Витебского мотороремонтного завода осложнившимся экономическим состоянием предприятия, которое влияет на стабильность работы коллектива, понятна. Возможно, на какой-то период понадобится сократить объемы производства и не работать с прежним размахом. Время само диктует условия, и к нему стоит прислушаться, — полагает генеральный директор ОАО «Витебскоблагросервис» Виктор Заикин.

Подготовила Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter