Политологи вновь активно обсуждают выход Украины из СНГ

Де–юре и де–факто

На этот раз Петр Порошенко официально заявил, что страна прекратит участие в организации. Почему именно сейчас президент Украины заговорил об СНГ, хотя эта тема уже не раз обсуждалась, но дальше слов дело так и не шло? Неужели сейчас решение окончательное и что будет с десятками соглашений, которые действуют между странами СНГ? Об этом мы поговорили с украинскими и белорусским политологами.


Украинский политолог Константин Бондаренко назвал процедуру выхода Украины из Содружества формальностью. В 1993 году Украина отказалась от ратификации устава СНГ, а значит, де–факто страна никогда и не была членом объединения.

— По большому счету, Киев принимал в СНГ достаточно ограниченное участие. С самого начала страна не была полноправным членом, у нее был статус ассоциированного члена. В последние годы Украина практически не участвовала в работе СНГ, она была задействована лишь в нескольких проектах. С самого начала Украина считала, что не стоит создавать разного рода транснациональные надстройки, не хотела, чтобы было создано некое подобие Британского союза. Украинцы всячески пытались дистанцироваться, а СНГ рассматривали лишь как некий инструмент цивилизованного развода после распада СССР. Тем не менее сейчас украинскому правительству важно понимать, что в СНГ работает целый ряд договоров и их не надо прекращать, потому что можно посеять настоящий хаос. Думаю, что на двусторонних отношениях с Беларусью это решение никак не отразится. Между нашими странами есть достаточно договоров о сотрудничестве, которые эффективно работают.

Хотя Украина и не является членом СНГ, у нее все-таки наработана довольно обширная договорная база со многими странами содружества. Это может вызвать дополнительные трудности. Почему украинский лидер именно сейчас готов сделать этот шаг, анализирует эксперт аналитического центра «Киевстратпро», член Общественного совета при МИД Украины Андрей Бузаров.

- Порошенко опасается довольно высокого влияния России в СНГ. И в связи с общей ситуацией между Украиной и Россией, на мой взгляд, официальный Киев пытается минимизировать какое-либо общение с Москвой, в том числе и через СНГ. Конечно, это решение очень противоречиво. Если бы сейчас был 2014 год, это было бы логично. Тогда Украина должна была председательствовать в СНГ, но в связи с ситуацией на Донбассе отказалась от активного участия, но не прекратила свою деятельность полностью. Тогда еще спикер Верховной рады Андрей Парубий говорил, что собирается начать процедуру выхода из СНГ, но вскоре все это было забыто. Практически 4 года никто к этому вопросу не возвращался на государственном уровне, за исключением отдельных экспертов и политиков. Сейчас президент Украины выразил эту идею, но он не сказал, что страна точно выйдет из состава СНГ, а заявил, что нужно начать процедуру. А процедура очень своеобразная, так как у нас итак не было полноценного членства в организации. Полное прекращение сотрудничества с СНГ может занять от двух до шести месяцев. Складывается впечатление, что президент Украины своими заявлениями показывает, что постсоветское пространство не является для него приоритетным с точки зрения развития экономических, политических и гуманитарных отношений. Хотя, например, с Беларусью у нас отличные экономические отношения. Беларусь – наш 4-ый по товарообороту партнер. Получается, что у нас идет чрезмерная зацикленность на одном западном направлении, что мешает развитию отношений с другими странами. И еще один важный момент, который влияет на заявления Порошенко. В Украине остается меньше года до политических выборов, и многие эксперты рассматривают этот шаг президента как политический пиар. Он демонстрирует обществу свою принципиальность, что он не хочет больше иметь никаких дел с Россией, в том числе и через СНГ. Еще 4 года назад украинское общество, возможно, восприняло бы эту инициативу с энтузиазмом. Сейчас с каждым месяцем руководству страны все сложнее объяснять людям, почему Украина, с одной стороны, говорит, что Россия агрессор, но то же время не прерывает с ней экономические отношения. На уровне руководства страны идет двойная игра. Таким же противоречивым выглядит и решение относительно СНГ. Я надеюсь, что полноценный выход Украины из объединения не прекратит отношения нашей страны с Беларусью и другими странами содружества. Судя по всему, к этому не дойдет. Думаю, удастся сохранить прежний опыт и договорную базу между странами уже на двусторонней основе. Скорее всего, в СНГ у нас уже не будет полноценного сотрудничества.


Официальный выход из СНГ для Украины — символический шаг, считает белорусский эксперт доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси Сергей Кизима.

— Удивления это не вызывает. Это продолжение прежней политики Украины с ориентацией на Евросоюз и США, а не на постсоветское пространство. Но нужно понимать, что это иллюзии — в ближайшие десятилетия никакого членства Украины ни в ЕС, ни в НАТО не ожидается. Но естественно, это суверенное право страны предпринять подобный шаг. Также заявление Петра Порошенко может быть связано с внутренней повесткой. Там приближаются президентские выборы, и Порошенко пытается укрепить свой имидж борца с Россией. Сейчас в Украине много влиятельных радикалов, которые упрекают Порошенко, что он недостаточно отстаивает украинские национальные интересы. И вот подобным шагом Порошенко пытается улучшить свой имидж и продемонстрировать, что он ведет страну в светлое европейское будущее. Но мы видим по опыту Грузии (Грузия официально вышла из состава СНГ в 2009 году. — Прим. авт.), что на самом деле сотни подписанных в рамках СНГ соглашений были для страны выгодны. И Грузия не стала разрывать эти договоры. Я думаю, что с Украиной будет так же. Действительно, в СНГ есть много полезных договоренностей для украинской экономики, например, связанных с торговлей, инвестициями. Скорее всего, мы увидим грузинский вариант, когда официально связи будут разорваны, а множество соглашений останется. На белорусско–украинские отношения это не повлияет.

На официальном сайте СНГ все еще значатся координаты представителя Украины в минской штаб–квартире на Кирова, 17. Я позвонила туда, и мне ответили, что пока продолжают работать. Никаких официальных сообщений о закрытии офиса в Минске им не поступало.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter