«Даже за 300 лет важно не остаться одинокой»

Заслуженный коллектив Республики Беларусь — театр-студия киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» — вернулся с гастролей в Праге. В столице Чехии коллектив представил спектакль «Средство Макропулоса» по пьесе известного чешского драматурга Карела Чапека. Это выступление, организованное в рамках государственной программы «Культура Беларуси», стало настоящим событием — как для театральной Праги, так и для белорусского театра-студии. О поездке, философских постановках и развитии театрального искусства Беларуси в эксклюзивном интервью «БН» рассказала режиссер-постановщик спектакля Татьяна Троянович.

Белорусский режиссер-постановщик Татьяна Троянович о том, как завоевать чешского зрителя за три дня, талантам пробиться на театральные подмостки и какой спектакль повезет в Прагу театр-студия киноактера в новом сезоне...

Заслуженный коллектив Республики Беларусь — театр-студия киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» — вернулся с гастролей в Праге. В столице Чехии коллектив представил спектакль «Средство Макропулоса» по пьесе известного чешского драматурга Карела Чапека. Это выступление, организованное в рамках государственной программы «Культура Беларуси», стало настоящим событием — как для театральной Праги, так и для белорусского театра-студии. О поездке, философских постановках и развитии театрального искусства Беларуси в эксклюзивном интервью «БН» рассказала режиссер-постановщик спектакля Татьяна Троянович.

— Татьяна Михайловна, как вышло, что вы повезли в Прагу не самый кассовый, насколько мне известно, спектакль в Беларуси — «Номер 13», а премьеру этого театрального сезона — «Средство Макропулоса»?

— Премьера «Средства Макропулоса», действительно, состоялась 22 октября 2011 года. Символично, что эта дата совпала с днем рождения актрисы, которая играет главную роль — Эмилии Марти, — Веры Поляковой.

Так вот, на один из спектаклей в конце прошлого года мы пригласили Посла Чешской Республики в Республике Беларусь Йиржи Караса. Представить ему на суд нашу работу было интересно вдвойне: господин Посол в прошлом актер, а сама постановка — по пьесе знаменитого чешского драматурга Карела Чапека. Йиржи Карас дал достаточно высокую оценку нашему спектаклю: ему понравились и актерская игра, и работа режиссера, и декорации. В сущности, именно с визита господина Посла и закрутился вопрос о нашей поездке в Прагу, ибо в Чехии ко всему прочему в этом году празднуется 200-летие со дня рождения Карела Чапека. Хотя, признаюсь как режиссер, когда я ставила пьесу, не придала такой крупной дате никакого значения. Одним словом, нам повезло: заинтересованность в гастролях была обоюдной, как с чешской, так и с белорусской стороны.

— То есть организация поездки коллектива в Прагу была решена фактически в течение нескольких месяцев?

— Да. Этот показ хорошо вписался в нашу государственную программу «Культура Беларуси». Финансовую и организационную поддержку оказали Посольство Республики Беларусь в Чешской Республике, Посольство Чешской Республики в Республике Беларусь, Министерство культуры нашей страны, национальная авиакомпания «Белавиа», киностудия «Беларусьфильм». Большое количество спонсоров было и с чешской стороны. Для нас все векторы благополучно совпали.

— Гастроли театра-студии длились три дня. Насыщенной ли на события оказалась эта поездка?

— Кроме того, что для нас организовали большую культурную программу — мы посетили достопримечательности Праги, гуляли по городу, — эти гастроли не обошлись и без приключений. Актеры, режиссер-постановщик, директор театра и технические службы: костюмеры, гримеры, монтировщики — мы все летели самолетом. А декорации в сопровождении заместителя директора театра Федора Михайловича Ларионова «добирались» наземным транспортом. Нам пришлось немного поволноваться, когда на польской границе возникли вопросы у таможенных служб к необычному грузу.

— А ведь декорации к спектаклю «Средство Макропулоса» уникальны…

— Можно и так сказать. Художник спектакля Дмитрий Максимович Мохов уже работал над постановкой спектакля по этой пьесе 40 лет назад. И тогда, в 1972 году, декорация получила Гран-при на фестивале по пьесам Карела Чапека в Праге. Приступая в прошлом году к работе над спектаклем, я узнала, что макет у художника-постановщика сохранился. Встретилась с Дмитрием Максимовичем и попросила сделать нам вариант этого макета, адаптируя под нашу сценическую площадку. Так идея остановившегося времени — именно то, что я как режиссер искала — была воплощена.

К слову, нам повезло, что организаторы гастролей подыскали подходящую площадку, идентичную нашему залу. Ею стал небольшой, фактически камерный, зал на 150 мест — театр «Эпсилон».

— И как чешская публика восприняла постановку?

— Мы очень волновались, потому что спектакль не развлекательный, а философский. И очень много внимания в нем мы уделяем тексту Чапека. Поэтому нам необходима была публика, которая понимает русский язык. Актриса, играющая главную роль — Вера Полякова, — все время интересовалась, будут ли русскоговорящие зрители? Поймут ли они, о чем мы будем играть?

В Минске этот спектакль идет с неизменным аншлагом — и актеры привыкли, что у зрителя постановка имеет достаточно высокую оценку. Поэтому хотелось, чтобы нас и в Праге поняли правильно. На спектакль в «Эпсилон» была приглашена достаточно серьезная публика — дипломаты Украины, России, Казахстана, представители Европарламента. Ее сложно было удивить. Мы очень сильно волновались... Однако зритель воспринимал постановку ровно так же, как и в Беларуси: в тех же местах люди смеялись, а в финале на глазах у многих наворачивались слезы.

— А почему вы взялись ставить философского и метафоричного Чапека? Ведь та же ваша предыдущая постановка — комедия «Номер 13» — вызывает 100-процентный зрительский аншлаг…

— Мне хотелось поставить совершенно противоположный спектакль. Ведь если один спектакль заставляет зрителя смеяться, другой, в котором есть глубинные, философские вопросы, должен заставить зрителя думать, а, возможно, и плакать. Почему именно Чапек? Потому что его пьеса — как хороший многослойный пирог. Там много философских пластов. Меня всегда интересовала тема мимолетности человеческого бытия. С другой стороны, жанр постановки — детектив. Мы рассказываем историю, как в неком городе N происходит судебный процесс, который длится в течение уже почти 100 лет. И когда он подходит к своему логическому завершению, появляется женщина, которая знает о нем больше, чем все остальные люди, посвященные в данный процесс. И оказывается, что она бессмертна.

— И эта женщина, как я понимаю, главная героиня — обольстительница Эмилия Марти. Вере Поляковой, наверное, достался образ не из легких?

— Вера играет роковую женщину. Притягательная Эмилия Марти, которая прожила 300 лет, все это время пыталась получить все радости, все соблазны мира, которые он ей мог предложить. Но за 300 лет она осталась одинокой. Если жить, только прожигая эту жизнь, то в конце пути получится большая брешь, которая тяготит человека.

— Постановка «Средство Макропулоса» — классическая. Какие, на ваш взгляд, пьесы должны ставиться в театрах: классические или альтернативные?

— У зрителя должен быть выбор. Это нужно и актеру, и режиссеру, чтобы развиваться профессионально.

— Такой выбор есть в театральной Беларуси?

— Он очень мал, сопоставляя ту же Прагу, Москву. У нас почти нет альтернативных театров, коммерческих. Кстати, именно с этим были связаны две мои последние инициативы. 1 декабря прошлого года я с творческой молодежью побывала на встрече с Президентом Беларуси. И выдвинула идею как педагог кафедры режиссуры Белорусской государственной академии искусств — организовать на базе академии Центр экспериментальной режиссуры. Президент поддержал мою инициативу, по этому вопросу есть соответствующее поручение главы государства. Создание этого центра, я считаю, очень важно для молодых режиссеров, ибо у нас в республике их неохотно пускают на свои площадки художественные руководители театров.

Мне здесь повезло. Я благодарна художественному руководителю театра-студии киноактера, заслуженному деятелю искусств Республики Беларусь, народному артисту Беларуси Александру Васильевичу Ефремову за то, что именно он был тем руководителем, который дал мне возможность состояться как режиссеру-постановщику. Если бы все худруки следовали примеру Ефремова, театральная жизнь Беларуси развивалась бы более динамично.

— А какова была ваша вторая инициатива?

— Сейчас рождается коммерческий проект «ТриТформаТ» совместно с артистами театра-студии киноактера. Мы работаем над постановкой бродвейской комедии Бернарда Слэйда «Там же, тогда же». В ролях — Вера Полякова, Олеся Пуховая, Виктор Рыбчинский, Александр Бранкевич и Георгий Сивохин. В октябре должна состояться премьера. Удастся ли мне самой себе составить конкуренцию — сделать еще один кассовый спектакль?..

— А после гастролей в Чехии не поступили какие-либо предложения привезти спектакли белорусского театра-студии киноактера в другие страны?

— Когда мы были в Чехии, многие театральные критики, смотревшие «Номер 13» у нас в Минске, спрашивали, почему мы не привезли этот спектакль. Насколько мне известно, у дирекции театра уже есть предложение привезти снова в Прагу белорусскую постановку. И, скорее всего, это будет «Номер 13» в новом театральном сезоне.

— Спасибо, Татьяна Михайловна, за интересную беседу. Успехов вам и новых творческих свершений!

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter