Что толкает людей заниматься сомнительным бизнесом по распространению наркотиков и почему среди закладчиков встречаются нетипичные «герои»

Даже в сети ты в сети

Сомнительный бизнес по распространению наркотиков в интернете очень быстро выходит из тени

К теме борьбы с наркоугрозой внимание особенное. Проблема регулярно поднимается на уровне Президента и руководителей государственных ведомств. Да, в Беларуси обстановку удалось стабилизировать. Но это не значит, что на достигнутом можно притормозить. Наоборот, положительная динамика становится руководством к действию — продолжать совершенствовать меры для решения наболевших проблем. Как эта работа идет в Могилевской области? Об этом, а также о том, что толкает людей заниматься сомнительным бизнесом и почему среди закладчиков порой встречаются нетипичные «герои», «СГ» поговорила с начальником управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Могилевского облисполкома полковником милиции Владиславом КОВАЛЕВЫМ.

— Владислав Михайлович, прежде чем перейти к обстановке с наркопреступностью в регионе, хотела бы задать вопрос: почему, несмотря на достаточно суровое законодательство в сфере распространения наркотиков, из сводок не пропадают сообщения о попавшихся по статье 328 УК?


— Ответ простой: жажда быстро и легко заработать большие деньги. Случаи, когда наркозависимые распространяют запрещенные вещества, чтобы получить дозу и себе, встречаются редко. Ведь те, кого задерживаем, в большинстве своем сами не употребляют. Поэтому вполне логично, что на кону деньги. Взять те же интернет-магазины. Их предложения интересны для подростка или молодого человека: за одну закладку можно получить приличную сумму. А когда речь идет о перевозке наркотиков через границу, ставки возрастают в разы. За полгода перекрыли четыре канала поставки психотропных веществ из России в Беларусь: в Могилеве, Бобруйске и Бобруйском районе. Алгоритм желающим заработать кажется простым: приехал в ближайший Смоленск, к примеру, взял закладку, привез в тот же Могилев, оставил. Все, дело в шляпе. А в кармане купюры.

— Сказывается ли в таком случае близость границы с Россией?

— Оттуда идет поток запрещенных веществ, безусловно. Но ситуация вот в чем. Наркотик, привезенный из страны-соседки, необязательно осядет в Могилеве. Его могут доставить и в Витебск, и в Брест. География совершения преступлений сейчас условная. Тот же могилевчанин, работающий в Минске, может попасться там с веществом. Как и наоборот — задерживали у себя жителя столицы, который перевозил наркотики. Ведь тому, кто сидит во главе интернет-магазина, все равно, кто повезет закладку в обозначенное место. Главное, чтобы работа была выполнена.

— Какие виды опасного зелья сейчас в «тренде»?

— Процент опиоидных наркотиков мал. Редко изымаем мак, который употребляют после варения в кустарных условиях. В основном встречаются марихуана и синтетические вещества. Современный мир сделал наркотики более доступными. О чем говорю: при наличии интернета и определенных знаний можно их изготовить в домашних лабораториях. Для этого не нужно, как в фильмах, профессора и штата обслуживающего персонала. Минимальный набор оборудования, прекурсоры — и химичь себе. На предотвращение этих фактов в том числе и нацеливаются сотрудники наркоконтроля. В этом году установили такую лабораторию. Занимались распространителями, которые продавали вещества в сети. Оказалось, они сами изготавливали товар. Задержали дельцов в Могилеве, а вот производство было в Минском районе. В этом году выявили и четыре помещения, приспособленных для выращивания конопли, — в Могилеве и Бобруйске.

— Бич в сфере наркопреступности интернет-магазины и закладчики…

— У нас есть специализированное отделение, которое анализирует ситуацию в интернете. Это пласт работы, ведь большая часть торговли ушла в сеть. Людям кажется, что, если ты в интернете, тебя никто не видит. Психологическое состояние человека такое, будто никому ничего не продаешь: взял в одном месте, положил в другом. Нет контакта, прямой передачи.

Как заказчик и закладчик находят друг друга? В телеграм-каналах. Еще один современный способ — трафареты. На зданиях с «завидной» периодичностью появляются граффити, сопровождаемые припиской «работа». Их оставляют так называемые агентства, которые предлагают вакансии в наркобизнесе. Они набирают к себе в команду граффитистов, закладчиков, фасовщиков.

По закладкам — они находятся в больших городах: Могилеве, Бобруйске, Осиповичах и Горках. Но это не значит, что если в райцентре нет закладок, то и проблем нет. Жители районов, даже сельчане вполне могут выезжать на такие «задания». В этом году выявили 61 сбытчика психотропов, из них четверо из сельской местности. К примеру, в феврале в деревне Большие Бортники Бобруйского района задержали оптовых закладчиков. Они из Костюковичского района, неработающие. При себе, в тайниках и дома хранили 450 граммов альфа-ПВП. Солидное «богатство», за которое, правда, деньги получить не удалось.

Распространенный возраст среди закладчиков — 18—30 лет. Однако бывают исключения. Запомнился случай, когда задержали нетипичного дельца — многодетную мать, которая находилась в декрете. 35-летняя могилевчанка привозила психотропы из России. Брала такси, отправлялась в Смоленскую область, забирала товар и оставляла закладки. Ее задержали в Бобруйске. Сейчас ей грозит серьезный срок. Вот так жажда быстрых денег в один миг сломала судьбу сразу целому кругу людей.

Коллаж Виктории ШКАРУПЫ.

— Владислав Михайлович, начиная с 2014 года государство еще более поступательно и серьезно стало бороться с наркобизнесом. Эти усилия принесли результат?

— Количество передозировок, в том числе среди несовершеннолетних, было очень большим. После ужесточения законодательства (принятия в 2014 году Декрета № 6) ситуация изменилась, и в Могилевской области тоже. Отмечу, повлиял не только страх сурового наказания. Работа всех заинтересованных ведомств и служб стала комплексной. Если раньше профилактикой каждый занимался по своему направлению, сейчас это слаженное, командное дело. К примеру, беседы в школах. Их проводим совместно с отделами по образованию, с медиками, психологами. У нас есть утвержденный комплексный региональный план профилактики.

Перед каникулами провели родительские собрания. Побывали в 20 оздоровительных лагерях, где побеседовали с ребятами. Чтобы на этот важный летний период, когда они чувствуют себя более свободно, меньше контроля со стороны школы, родителей, они не попали в неприятные ситуации. Разговариваем с мамами и папами: стараемся не столько рассказать о наказании за распространение, сколько объяснить, на какие признаки нужно обращать внимание. К примеру, в телефоне появляется сомнительное приложение. Посмотрите, для чего этот продукт. Если используется для покупки и продажи наркотиков, нужно бить тревогу. Или, допустим, сын приходит с новым гаджетом. Откуда у него деньги? Это не значит, что он наркоман. Но необходимо понаблюдать за ребенком. Внимательность и бдительность в таких вопросах лишними не бывают.

В ТЕМУ

Напомним, до 15 сентября продолжается специальная программа «Мак». За почти два месяца ее проведения сотрудники милиции Могилевской области выявили и уничтожили более 3 тонн мака и конопли на общей площади более 4 гектаров. Штраф в размере до 20 базовых величин (580 руб­лей) — именно такое административное наказание ожидает тех, кто допустит незаконный посев или выращивание растений, содержащих наркотические средства.

СПРАВКА «СГ»

В Могилевской области по итогам шести месяцев не допущено роста наркопреступлений среди несовершеннолетних и при их участии. Зафиксировано три таких случая. Вдвое сократилось количество передозировок с летальным исходом. При этом среди несовершеннолетних нет таких случаев.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter