«Даже чтобы оставаться на месте, нужно постоянно бежать»

Неману разработают план по адаптации к изменениям климата

Экологические проблемы можно решить только сообща

Пожалуй, уже мало кто полагает, что мы и природа существуем автономно друг от друга. Сегодня всех нас интересует состояние воздуха, которым мы дышим, воды, которую пьем. Мы хотим загорать близ чистых водоемов, гулять в зеленых парках. Нас волнует охрана заповедных уголков, их редких обитателей. Все это показала «прямая линия», прошедшая недавно в «Р», гостем которой стал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Владимир ЦАЛКО (на снимке).

Гуся обидеть может каждый?

— Добрый день! Александр Винчевский из Минска беспокоит. Владимир Григорьевич, у меня вот какой вопрос. В Беларуси весной разрешена охота на уток и гусей. Причем охота разрешена на серого гуся, численность которого около 200 пар и место которого не в ягдташе, а в Красной книге. Серые гуси, в отличие от других, гнездятся в нашей стране, а в начале мая у них уже выводятся птенцы. Так вот, согласно нашему теперешнему законодательству охотники совершенно законно могут расстреливать самок на гнездах, а также стрелять по птенцам. Можно ли что-нибудь предпринять, чтобы спасти этих редких птиц?

— Прежде всего хочу отметить, что Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», в весенний охотничий сезон охота на гуся белолобого, гуся-гуменника, гуся серого, канадскую казарку разрешена на территории Республики Беларусь со второй субботы марта по второе воскресенье мая в светлое время суток, кроме периода с 11 до 18 часов. Законно охотник может проводить охоту, только подготовив укрытие (скрадок) и совершая какие-либо действия для подманивая гусей (чучела, профиля, различные манки).

Охотничьи собаки, разрешенные к применению в период весенней охоты, должны находиться на привязи. Отпускать их с поводка разрешается только после выстрела, а после подачи сбитой птицы либо прекращения поиска охотник должен снова взять собаку на поводок. Отсюда следует, что законных возможностей добычи самок и птенцов серого гуся на местах гнездования у охотников нет.

В то же время, понимая, что серый гусь — уязвимый вид дикой фауны, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси проводится большая работа для сохранения и создания благоприятных условий для воспроизводства редкой птицы. Так, в соответствии с пунктом 198 Правил постановлением Минприроды от 21 марта 2011 года № 10 был введен запрет весенней охоты в 2011 году на территории республиканских ландшафтных заказников «Ельня», «Котра», «Ольманские болота», «Освейский», «Простырь».

Уже сейчас Минприроды направлено предложение Национальной академии наук Беларуси о представлении участков охотничьих угодий для установления ограничений и запретов на охоту на отдельные виды охотничьих животных (в том числе серого гуся), а также на использование отдельных орудий и (или) способов охоты во время весеннего охотничьего сезона 2012 года и в последующие годы. На основании этого документа будет рассмотрен вопрос о принятии постановления об ограничении сроков и способов весенней охоты на отдельные виды охотничьих животных в 2012 году в местах, где это ограничение необходимо.

Вместе легче?

— Мой второй вопрос касается исправления ошибок прошлого. Таких, как осушение торфяников, изменение русел рек. К счастью, по многим пунктам ситуация меняется. Так, проекты по восстановлению осушенных торфяников Беларуси хорошо известны не только в стране, но и за рубежом. Россия, Ирландия и другие страны изучают белорусский опыт. А вот что с восстановлением русел рек? Может быть, не везде, но, как мне кажется, такую работу надо начинать сейчас. Потепление климата несет засухи, и вода будет дефицитом. Почему бы не восстановить пострадавшие от рук человека истоки Немана, единственной крупной международной реки, начинающейся на территории нашей страны? Они могли бы даже стать объектом туризма. 

— Уважаемый Александр, спасибо за вопрос. Вы справедливо заметили вес той работы, которая ведется в стране по восстановлению нарушенных и отработанных торфяников. Что касается реки Неман, то в настоящее время как раз проходит свое первое согласование с органами госуправления международный проект ЕЭК ООН, инициативы «Окружающая среда и безопасность» и ряда других организаций по проблематике адаптации реки Неман к изменениям климата. Проект так и называется — «Управление водными ресурсами бассейна реки Неман». Сумма финансирования — 170 тысяч долларов США, которые планируется направить на разработку целого комплекса мер, в том числе учитывающих различные сценарии, связанные с изменением климата.

— Владимир Григорьевич, добрый день! Александр Климук, звоню из Минска. В последнее время много говорится о международных проектах, реализуемых Минприроды совместно с международными организациями. Вы считаете такую поддержку достаточной?

— Охрана окружающей среды — это работа в комплексе, в партнерстве. В частности, со странами Европейского сообщества. Существует целый ряд совместных проектов с международными организациями, направленных на гармонизацию белорусского природоохранного законодательства с европейскими стандартами, проекты по устойчивому развитию, снижению экологических рисков загрязнения окружающей среды, направленные на борьбу с глобальным потеплением, развитие экологического просвещения и образования в нашей стране.

Недавно, например, прошла презентация совместного проекта Европейского союза и Программы развития ООН (ПРООН) «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь», национальным координатором которого выступает Минприроды. Общий бюджет проекта — более 5 млн. евро. Задействовано три основных направления: постепенное правовое и процессуальное сближение законодательств Беларуси и ЕС; реализация ряда пилотных проектов, связанных с совершенствованием системы в сфере утилизации твердых коммунальных отходов; просвещение, образование и информирование широкой общественности в вопросах окружающей среды.

И это только одна капля. Считаю ли я, что этого достаточно? Скажу так: нам есть к чему стремиться и есть над чем работать. Помните, как у Кэрролла? Даже чтобы оставаться на месте, нужно постоянно бежать.

Кто в ответе за ГПУ?

— Ольга Ликшиц беспокоит. Хотела бы задать вопрос на «прямую линию». В настоящее время в Беларуси организовано около двух десятков государственных природоохранных учреждений, которые управляют заказниками. Есть ли планы, как в дальнейшем будет развиваться подобная практика и как будут решаться проблемные вопросы, существующие сегодня? Такие, например, как финансирование ГПУ. От них требуют выполнения планов при отсутствии соответствующей инфраструктуры и кадров, а уровень заработной планы сотрудников ГПУ в ряде случаев невысок, что затрудняет привлечение высококлассных специалистов. Получается замкнутый круг.

— Основная цель создания ГПУ — это обеспечение условий для сохранения в естественном состоянии природных комплексов заказников, выполнение природоохранных мероприятий, организация экологического просвещения населения и туристической деятельности.

Сейчас в республике функ­ционирует 21 ГПУ. Их финансирование осуществляется за счет средств местных бюджетов (в настоящее время из местных фондов охраны природы). Средства на укрепление материально-технической базы ГПУ предусмотрены Государственной программой развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008—2014 годы.

В частности, в 2011 году на эти цели выделено более 560 млн. руб., на оборудование экологических троп — более 130 млн. рублей. Заработная плата работников ГПУ устанавливается штатным расписанием. И в настоящее время она действительно невысокая. Но учреждения имеют право увеличивать ее и расширять штат работников за счет доходов от внебюджетной деятельности.

Что касается оказания населению туристических и других услуг, не все заказники одинаково активно развивают это направление. И дело иногда просто в отсутствии инициативы. При том что Минприроды оказывает методическую помощь в организации работы природоохранных учреждений, организует семинары и курсы (в текущем году прошло 3 таких мероприятия). Почему одни, например заказник «Споровский», что на Брестчине, могут хорошо работать в этом направлении, а другие нет?

— У меня еще один вопрос. В конце прошлого года в ряде СМИ освещалась информация о ранении сотрудника Выгонощанского заказника Николая Воробья — случай не рядовой. Следит ли Минприроды за развитием ситуации и смогло ли оказать посильную помощь пострадавшему работнику? 

— Действительно, 22 декабря 2010 года на территории заказника «Выгонощанское» произошел такой инцидент. Сотрудник ГПУ Николай Воробей до настоящего времени находится на лечении в больнице. По данному делу проведено следствие и состоялся суд. Насколько нам известно, решение Ивацевичского суда опротестовано прокуратурой и передано на рассмотрение в Брестский областной суд.

К сожалению, по действующему законодательству Минприроды не может оказать финансовую поддержку пострадавшему, поскольку учредителями ГПУ являются районные исполнительные комитеты, однако, как и все граждане нашей страны, сотрудники Минприроды считают данный факт вопиющим и требующим детального рассмотрения. Мы следим за развитием ситуации.

Щепки летят

— Я из Минского района, деревни Ляхи Тресковщинского с/с. Елена Дмитрович меня зовут. Владимир Григорьевич, вот у нас какая беда: который год подряд наблюдаем вырубку леса — ели строевой. Сняли одну горку, а потом другую… В итоге на подходе к речке вообще почти не осталось леса. Разрешена ли эта рубка? И что нас ждет дальше?

— Уважаемая Елена, в ближайшее время мы обязательно разберемся с данной ситуацией более досконально. Однако, насколько мне известно, в настоящее время в окрестностях деревень Ляхи и Тресковщина Минского района на площади 1,7 га действительно ведется санитарная рубка лесных насаждений ели. Причина — усыхание ели более 60 %.

— Деревня Буйки, Островецкий район, Игорь Пастухов. Уважаемый господин министр, 10 февраля этого года вашим министерством было принято коллективное обращение граждан за № 58 (см. http://greenbelarus.info/content/view/1486/1). Там в 19 пунктах сообщалось о нарушениях природоохранного законодательства (с представленными фактами), таких, как, например, самовольное строительство в прибрежной зоне озера Тумское рядом с д. Горшевичи (ландшафтный заказник «Сорочанские озера»), вырубка древостоя и подлеска в прибрежной зоне оз. Болдук рядом с д. Войшкуны (заказник «Швакшты»), и других. Также в письме предлагались мероприятия по их устранению. Как известно, отсутствие реагирования на нарушения создает благоприятную почву для их повторения еще в больших масштабах. Так, уже летом этого же года на озере Болдук вновь продолжилась незаконная вырубка подлеска-подроста прямо на берегу озера с целью расчистки панорамного вида для строящегося особняка. В связи с этим как вы оцениваете работу вашего министерства в плане предупреждения и реагирования на нарушения природоохранного законодательства?

— Спасибо за вопрос, Игорь Александрович. Мы давно знаем вас как человека, имеющего достаточно активную гражданскую позицию. Насколько я помню, эту проблему вы уже поднимали. Ответ, данный вам, и сейчас размещен на сайте Минприроды.

Еще раз повторюсь, что все ваши предложения относительно совершенствования охраны и использования особо охраняемых природных территорий детально изучены нашими специалистами.

По существу ваших вопросов хочется еще раз отметить: с 2005 года строи­тельство агроусадьбы в прибрежной зоне озера Тумское рядом с деревней Горшевичи (о которой вы упоминаете) приостановлено в связи с отсутствием проектно-сметной документации.

По вопросу озера Болдук я не совсем уверен в объективности фактов, которые представлены, потому что, во-первых, насколько мне известно, заказник «Швакшты» находится от деревни Войшкуны на достаточно отдаленном расстоянии и не входит в границы заказника. Во-вторых, не так давно была проведена акция «День леса» по уборке территории вокруг озера Болдук, и любые нарушения были бы зафиксированы, если не природоохранными службами, то специа­листами Министерства лесного хозяйства или Национального парка «Нарочанский». Более того, территория озера находится в ведении двух райинспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды (Мядельской и Поставской), и подобные нарушения, уверяю вас, были бы известны.

Тем не менее полностью согласен с утверждением, что отсутствие реакции на нарушения природоохранного законодательства создает благодатную почву для их повторения. Поэтому могу смело сказать, что реагирование на них является для нас первостепенным фактором и критерием при оценке эффективности всей природоохранной службы и в первую очередь учитывается при подведении итогов работы природоохранных органов.

Работы выполнят в срок

— У меня еще один вопрос. Госпрограммой развития системы ООПТ на 2008—2014 гг. за № 146 от 6.03.08 г. и Национальной стратегией ООПТ предусматриваются финансовые средства на реорганизацию ряда особо охраняемых природных территорий с расчетом антропогенной нагрузки до 2012 г. В их числе и «Сорочанские озера», где научные исследования, предшествующие реорганизации, должны были начаться в этом году (ответ министерства № 01-1-17 от 24.02.2011 г.). Что было бы весьма кстати ввиду отмены режима погранзоны и с учетом начавшегося в 2009 г. строительства инфраструктуры Островецкой АЭС. Скажите, уважаемый господин министр, каков шанс того, что эти запроектированные работы, на которые выделены немалые финансовые средства, начнутся до 31 декабря 2011 г.?

— Действительно, в соответствии с Государственной программой развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008—2014 годы в 2011 году предусмотрено проведение научных исследований и на их основе выполнение разработки представления по преобразованию республиканского ландшафтного заказника «Сорочанские озера». На выполнение работ в апреле текущего года заключен соответствующий договор (объем финансирования — 25 млн. рублей). Выполняет его ГНУ «Институт экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича».

В рамках данного договора выполняются работы по установлению границ и площади заказника, а также по пересмотру его режима охраны и использования. В случае необходимости будет рассмотрен вопрос о дифференцированном режиме для данного заказника. По условиям договора данные работы будут выполнены до 1 декабря 2011 года.

Кроме того, в рамках реализации Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008—2014 годы выполняются работы по разработке нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природные комплексы данного заказника. Работы по настоящему договору также будут завершены до 1 декабря 2011 года. На их основе будет принято постановление Минприроды об установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природные комплексы заказника «Сорочанские озера».

— Звоню вам из военного городка Степянка, Нина Горгуль. Нас по-прежнему беспокоит судьба озера, расположенного в лесу за нашим военным городком. Оно сильно заросло, воды в нем становится все меньше… Прежде туда прилетали утки, теперь их нет. Просим решить нашу проблему и очистить озеро.

— В 2012 году Партизанский райисполком Минска планирует провести очистку данного водоема. Насколько нам известно, в данное время определяется источник финансирования работ.

Дышите глубже?

— «Прямая линия»? Здравствуйте. Наталья Пилипович из Минска вам звонит. Скажите, пожалуйста, когда собираются выносить литейное производство Минского тракторного завода за черту города? Проживаем по ул. Буденного и регулярно дышим и травимся выбросами, заболеваемость верхних дыхательных путей у наших детей в разы выше, чем по другим районам Минска. Хотелось бы узнать, как скоро эта проблема разрешится?

— Наталья, не могу не согласиться. Минприроды также считает работу, проводимую РУП «Минский тракторный завод» по снижению техногенной нагрузки на атмосферный воздух, недостаточной. Вместе с тем, как свидетельствуют факты, предприятие за последние три года реализовало более 20 природоохранных мероприятий, в первую очередь в литейном производстве, с сокращением выбросов более чем на 140 тонн. Это подтвердили исследования, которые проводила лаборатория Республиканского центра аналитического контроля в области охраны окружающей среды в июле — августе этого года.

В то же время анализ ситуации с качеством воздуха в зоне влияния выбросов завода, в том числе наличие обращений граждан по вопросу неприятных запахов, и то, что сокращение составило всего 1,5 процента от общих выбросов, говорит о необходимости принятия со стороны руководства предприятия более решительных мер.

По предложению Минприроды Минским тракторным заводом на 2011—2015 годы разработан и утвержден Министерством промышленности план дополнительных мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов завода на качество атмосферного воздуха.

Не так давно Минприроды совместно с Минским горкомитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды на заводе. По ее итогам руководству предприятия предписано разработать и реализовать дополнительные мероприятия в литейном и окрасочном производстве более чем на 150 источниках выбросов с использованием наилучших технологий по защите населения и окружающей среды.

Кроме того, есть решение коллегии Минского горкомитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, которым за Тракторным заводом закреплено требование о проведении таких природоохранных мероприятий, в результате которых предприятие первой категории объектов воздействия на атмосферный воздух должно перейти в третью. На это отведено 8 лет.

— Меня зовут Павел Антонович Жданович. Звоню из Борисова. Мой вопрос следующий: как влияет скашивание травы вдоль автодорог на улучшение экологической обстановки? Ведь, насколько я помню, зеленая растительность, напротив, защищает нас от вредных выбросов.

— С одной стороны, вы правы, Павел Антонович! Действительно, придорожная растительность выполняет определенную функцию защиты прилегающих к дорогам территорий от загрязнения выбросами автотранспорта. Растения накапливают в себе загрязняющие вещества, поступающие из почвы и с атмосферными выбросами. Однако главный щит от распространения загрязняющих веществ все же не травянистая растительность. Эту функцию прежде всего выполняют деревья и кустарники.

Регулярное же скашивание травы необходимо для обеспечения безопасности эксплуатации автомобильных дорог и в эстетических целях. А с экологической точки зрения систематическое скашивание обочин автомобильных дорог снижает угрозу биологического загрязнения, например распространения инвазивных (чуждых нам) видов растений.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter