Подробности о рыбалке в период нерестового запрета

«Дайверги» против «удочников»

♦ Кто имеет право рыбачить и плавать на лодке во время нерестового запрета?

♦ Когда реки освободят от гнета промысловиков и засилья подвод­ных охотников?

♦ Что предлагают изменить в правилах?

♦ Запасы в водоемах упадут или подрастут из-за нетипичной погоды?

Арендаторы и жители прибрежных деревень, любители подводной охоты и «удочники», отдыхающие и даже наследники браконьеров — вот те, у кого прежде всего накопились острые вопросы к начальнику отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Татьяне ТИТОВОЙ. 

Специалист во время прямой линии с читателями «СГ» в издательском доме «Беларусь сегодня» нашла ответы даже на самые болезненные вопросы.


Засуха и нерест

— Мой муж обычно берет отпуск зимой ради зимних посиделок на льду с мормышкой. На этот раз очень переживал, что все сорвалось. В то же время у нас в Лидском районе возле деревни Филоновцы в прошлом году на торфяниках был страшный замор рыбы. Чего ожидать сейчас? Что решили со сроками нерестового запрета и почему их хотят изменить? Тамара Алексеевна, Лидский район.

— Уже в феврале было заметно, что погода может повлиять на поведение обитателей водоемов. Температура воды повысилась, особенно в Брестской области. Обычно нерест у щуки начинается при 4—6 градусах тепла, у окуня — при 6—8, плотвы и жереха — при 10. Кроме того, имеет значение подъем паводковых вод. Они затапливают поймы — расширяется площадь нерестилищ. Но в этом году зима была мягкой и малоснежной, подъем воды практически нулевой. Условия для воспроизводства, с одной стороны, не очень благоприятные. 

В то же время есть и хорошие новости. Суровые зимы чреваты массовыми заморами, толстый лед и снежная шапка перекрывают доступ воздуха — рыба задыхается. Зимой 2018—2019 годов зафиксировано 9 фактов гибели обитателей водоемов от подобных явлений. Случай на Лидских разливах действительно стал резонансным. Водоем мелкий и со стоячей водой. К сожалению, бороться с заморами в таких местах очень сложно. Единственный выход — в предзаморный период снять ограничения по норме вылова и промысловой норме, разрешить использовать сачки, привлечь профессиональные бригады. Такое решение принимает райисполком. В этом году устойчивого льда не было и заморов тоже. Второй фактор — подледная рыбалка. Обычно она достаточно серьезно влияет на изъятие: можно добраться до самых «клевых» мест. На этот раз щукам и окунькам повезло: их не выловили зимой, поэтому смогут поучаствовать в воспроизводстве.

Напомню: до 2013 года сроки весеннего запрета были едиными для всей страны. Однако стало очевидно, что климат в южных и северных областях разный, поэтому их разделили по времени. Это хорошо для подводных жителей и удобно: пока запрет действует в одном регионе, можно выехать на любимое дело туда, где он еще не начался или уже закончился. Кстати, этой весной в связи с аномальной погодой запреты на лов могут установить на декаду раньше во всех областях. 

Следите за новостями на сайте госинспекции!

— Осенью решил заехать на озеро недалеко от деревни Кочищи Ельского района. Но вместо пляжа увидел лес, все высохло. А ведь раньше там было прекрасное место для рыбалки и отдыха. Знаете ли вы о таких случаях? Будут ли в перспективе разрабатывать мероприятия, схожие с восстановлением водохранилища в Лоевском районе? Александр Марцинкевич, по интернету.

— Обычно природа сама себя регулирует. В засушливые годы часть водоемов мельчает, в более дождливые баланс восстанавливается. Подпитка идет от ручьев и родников. Они могут заиливаться, в таких случаях помогает рыбохозяйственная мелиорация. Возможно, ваше озеро наполнялось искусственно через закачку воды, а сейчас это очень затратно. Другое дело, если на водоеме есть шлюзы и воду спустили специально. К нам иногда поступают жалобы на подобные действия арендаторов. К примеру, такой случай был в Бобруйском районе, арендатора привлекли к административной ответственности. 

— Соседнее сельхозпредприятие весной часто выкладывает навоз прямо рядом с фермой. Все это попадает в ручьи, мелкие речки, а потом в Неман. Дно покрывается какой-то липкой гадостью. Прошу принять меры. Александр Федоров, д. Юцки, Дзержинский район.

— Возьмем на контроль, так как загрязнение водоемов может привести к гибели рыбы. Также вам можно обратиться в районную инспекцию Минприроды, которая привлечет лабораторию для выяснения характера загрязнения. 


На крючке и в лодке 

— В нашей семье нет фанатов рыбалки, но сын очень просит купить удочку. Подскажите, можно ли в принципе ею пользоваться во время нерестового запрета и сколько крючков положено? Татьяна Смирнова, Молодечненский район.

— В такой период можно рыбачить одной удочкой с одним крючком или одним спиннингом, оснащенным искусственной приманкой, с одним одинарным, или двойным, или тройным крючком в светлое время суток с берега (без захода в воду) либо со льда, с искусственных сооружений. На водоемах так называемого фонда запаса — бесплатно. Если пруд или озеро арендованы, придется оплатить путевку. Проверить статус можно на сайте госинспекции. Есть и угодья, предназначенные исключительно под рыбоводство, но и на них возможна реализация рыбы самовыловом. 

— Сейчас много говорят о смягчении административного законодательства. Однажды мой родственник получил штраф всего лишь за то, что выехал на лодке весной. Как с этим сейчас? А что, если нам иначе в соседнюю деревню на работу не добраться, нужно делать большой крюк? Алина, Речицкий район.

— В период нерестового запрета пользоваться маломерными судами запрещено не только рыбакам, но и всем гражданам. А если вам нужна лодка, к примеру, для хозяйственной деятельности, райисполком может выдать специальное разрешение.

— Правда ли, что обычному рыболову можно использовать только 5 крючков, а членам общества охотников и рыболовов — 10? Это справедливо? Сергей Винников, Чериковский район.

— Действительно, все так. Объясняется это просто: взносы членов РГОО БООР идут на зарыбление водоемов, поэтому им разрешены более интенсивные способы. Кстати, за лов в период запрета даже на два крючка предусмотрен значительный штраф. Но гос­инспекция предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и за некоторые мелкие проступки вместо штрафа ограничиваться предупреждением. Ведь ущерб — от лишнего крючка и от сети — несоизмеримый. 

Ружье или удочка?

— У нас на Соже и Проне в прошлом году разрешили заниматься подводной охотой и троллингом. А паводка в последние годы не было, реки сильно обмелели. Запасы рыбы просто ничтожные. Так еще и эти, как я их называю, «дайверги» (как изверги) выбивают все живое.Пойдем с правнуком на берег посидеть с удочкой — и ни одной плотвички поймать не можем, нечего показать ребенку! Можно ли как-то их ограничить? Николай Сергеевич Мироненко, г. Славгород.

— Сейчас подводная охота разрешена на тех реках и водоемах, которые не включены в специальный перечень, формируемый Минсельхозпродом. Предложения по этому перечню, то есть по ограничению способов рыболовства на отдельных вод­ных объектах, поступают от местных органов власти. Все изменения согласовывает и Госинспекция, поэтому обещаю учесть ваше предложение. Но для начала вам надо обратиться в райисполком. Правильно, что не остаетесь в стороне, мнение граждан должно учитываться. Считаю, нужно вернуться к прежней схеме, которая работала от обратного: утверждался список водоемов, где разрешалось заниматься подводной охотой, троллингом и ловить на 10 крючков, а все остальные угодья закрывались для интенсивного лова. 

— Очень люблю подводную охоту, но многие водоемы, где прежде плавал без ограничений, сейчас внесли в охранный список. Будут ли какие-то изменения этого перечня в 2020 году? Может быть, стоит выдавать на такой вид рыбалки путевки, как, к примеру, при охоте на зверя? Александр Николаевич, г. Гомель.

— Да, в этом году перечень будет перерабатываться. Кроме того, планируется внести изменения в Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, они коснутся и подводной охоты. Прежде всего нужно регламентировать выдачу удостоверений подводников. Сегодня этим по сути может заниматься любая фирма. Мы провели эксперимент: позвонили в одну из таких, предлагающих услуги в интернете, под видом клиента. Все просто: перечислите деньги — пришлем корочку подводника без всякого обучения. Так быть не должно. Ведь у них в руках оружие, а рядом могут плавать люди. Недалеко до беды. Поэтому мы предлагаем ввести обязательное обучение и определить структуры, выдающие удостоверение подводного охотника. В некоторых странах дайвер с ружьем обязан обозначить себя буем, а сверху на него выкладывать улов. Возможно, такое правило появится и у нас. Но наряду с ужесточением будем продумывать и возможности для подводных охотников. К слову, в Германии подводная охота полностью запрещена, а в Литве разрешена всего на семи водоемах. 

Мост сломался, выловить не успели

— Мы арендуем два водоема, но в позапрошлом году недовыполнили квоту на 7 килограммов, в прошлом — на 200. Мост сломался, рабочие не вышли, погода подвела. И вот... Начальник местной межрайинспекции тогда выдал предписание, а теперь за его невыполнение грозит штраф. Владимир Александрович, Городокский район.

— Невыполнение квоты в течение года по закону влечет за собой расторжение договора аренды. Понятно, 7 и 200 килограммов — цифры разные, в вашем случае мы будем разбираться. Проблема в том, что арендаторы повсеместно не выполняют квоты. Мы провели мониторинг и выяснили, что многие бывают на водоемах, скажем так, набегами. Анализ показал: нужно пересматривать подходы в этой сфере. Среди арендаторов много частников. Они не всегда понимают, что аренда — это не просто приехать и выловить 40 килограммов рыбы, условно говоря, «на свадьбу сестры». Это еще и целый список природоохранных обязательств. Всего в стране 93 арендатора, 8 пользователей угодий (национальные парки и другие особо охраняемые территории), 58 организуют и промысловый лов, и платную рыбалку, 17 — только платную, 26 — промысловый лов (по ранее заключенным договорам). В среднем ежегодно на арендованных водоемах республики вылавливают 600—700 тонн рыбы. В пересчете на жителя страны — это всего лишь около 70 граммов на год. Да и то уловы практически не поступают в магазины, фактически всего несколько арендаторов регулярно реализуют их через торговые сети. Но при этом обычный сельчанин не может свободно прийти с удочкой на арендованный водоем, и люди недовольны.

— Когда, наконец, запретят промысловый лов на реках? Их перегораживают и выдаивают подчистую. Постоянно видим это на Горыни. Причем ту же плотву они обязаны отпускать, но кто так делает? А в магазинах щуку не купить. Зато с нелегально добытыми угрями довольно часто ловят именно промысловиков. Какой тогда смысл в их лове? Сергей Геннадьевич, Наровлянский район.

— С августа прошлого года межведомственная рабочая группа трудится над проектом изменений Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Предполагается, что к осени этот документ вынесут на всеобщее обсуждение. Госинспекция также внесла свои предложения. Прежде всего правила должны разделить: отдельно любительское рыболовство, отдельно ведение рыболовного хозяйства. У нас в стране более 10 тысяч водоемов. Большинство из них небольшие. Считаем, что ставить там сети и устраивать промысел нецелесообразно. Только любительская рыбалка и отдых. Поэтому предлагаем исключить из промысловых все водоемы площадью менее 40 гектаров. В соседней Литве эта норма еще строже — до 200 гектаров.

Расчет простой. В среднем квота на вылов из озера площадью 10 гектаров — 150 килограммов рыбы. Всего 30 путевок в год по 5 килограммов — и лимит исчерпан, арендатор не может продавать путевки. Мы предлагаем на мелких водоемах вовсе уйти от аренды, а на более крупных — перейти на квотирование. К примеру, облисполком или райисполком устраивает аукцион и реализует квоту: право выловить определенное количество рыбы за какое-то время, скажем, три месяца. Арендатор должен уложиться в срок, а затем освободить водоем для любительского рыболовства. Это примерно на 30 процентов позволит сократить период промыслового лова. Кроме того, сейчас по правилам любителям нельзя ставить орудия рыболовства ближе 50 метров от промысловых, на это многие жалуются. Сокращение сроков для промысловиков поможет решить проблему.

Напомню, что аренда рек запрещена указом Президента, новые договоры заключать нельзя, однако до конца сроков по старым придется подождать. В то же время госинспекция внимательно следит за деятельностью таких промысловиков и в случае нарушений инициирует досрочное расторжение договоров.

Браконьер на прицеле камеры

— Весной выезжаем на природу с палатками на Припять и иногда становимся свидетелями того, как браконьеры, никого не стесняясь, выбирают из лодки сети. Однажды видели такого деятеля с острогой. Что можно сделать? Дмитрий Ковалевский, Петриковский район.

— Главное — не медлить, не накапливать недовольство и гнев, а сразу же позвонить на телефон доверия госинспекции, сообщить точное место, где происходит что-то незаконное. Конечно, мы не можем на каждый водоем поставить по инспектору. Но есть оперативные группы для выезда по таким сигналам. Фото и видео нарушений может послужить дополнительным доказательством в суде. 

Каждую весну инспекторы охраны животного и растительного мира усиленно патрулируют водоемы и реки, очищая рыболовные угодья от браконьеров и установленных ими сетей. А в последнее время стремятся изъять эти орудия еще до того, как они попадут в воду. За февраль только по домам обнаружили и изъяли 316 сетей длиной около 11 километров, а также 146 других запрещенных орудий. За их незаконное хранение нарушителям придется выплатить от 5 до 50 базовых величин (от 135 до 1350 рублей). А на рынке «Ждановичи» за торговлю запрещенными снастями задержали предпринимателя с огромной партией сетей. Официально он продавал рыболовное снаряжение, но при этом имел в запасе почти тысячу штук различных сетных орудий, которыми торговал из-под полы. Общая длина изъятых у него сетематериалов составила 11,6 километра. Представьте, если бы он все это сбыл накануне нереста…

— У меня свекор был заядлым рыбаком. После его смерти на чердаке остались сети. Правда ли, что теперь их можно сдать и ничего не будет, а за хранение можно схлопотать штраф? Светлана, Пинский район.

— Год назад стартовала акция госинспекции «Сдай сети!». Механизм уже отработан. В случае добровольной сдачи запрещенных орудий мы не рассматриваем их владельцев как нарушителей, штрафные санкции не применяем. Только за февраль 30 человек по собственной инициативе сдали инспекторам 162 сети длиной почти 7 километров и 56 других сетных орудий (экраны, подъемники, ловушки). Никаких санкций в их отношении не последует. А вот тем, кого вывели на чистую воду в ходе оперативной работы, штрафа не избежать.
Напоминаем телефоны доверия госинспекции: (8-017) 39-00-000, (8-033) 333–6-000.
yasko@sb.by

Фото Сергея МИЦЕВИЧА и pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter