Дают ли небеса развод?

"Я собираюсь замуж, - пишет наша читательница Марина.
"Я собираюсь замуж, - пишет наша читательница Марина. - Без венчания свой брак не представляю. И в то же время очень боюсь венчаться. Для меня это не дань моде, а очень важный жизненный шаг. Некоторые с легкостью дают в церкви клятву в любви и верности, а потом как ни в чем не бывало ее нарушают. С другой стороны, если я разлюблю своего мужа, не жить же с нелюбимым только потому, что стояла с ним перед алтарем! Я, конечно, сейчас очень люблю своего будущего мужа и хочу прожить с ним всю жизнь в любви и согласии. Но разве можно на все сто быть уверенным в том, что и через 10 лет чувства будут столь же крепкими, как сейчас? Вот и боюсь, ведь теоретически я все же могу нарушить слово, данное Богу".

Что и говорить, таинство брака, совершенное в храме, - совсем не то же самое, что "штампик", поставленный в загсе. И действительно, как быть, если оказывается, что обвенчанные, как это нередко бывает, не сошлись характерами? Разводят ли на небесах тех, кто клялся в любви и верности, "пока смерть не разлучит"?

Во время венчания Бог соединяет людей. А разводит людей, говорят священнослужители, не Всевышний. Тем не менее церковь допускает разводы. На Руси до XVII века мужья писали женам так называемые разводные письма, которые заверялись священником, после чего брак считался расторгнутым. Однако был и другой вариант. Чуть ли не "национальным" способом избавления от супружеского бремени стало принудительное пострижение жен в монахини. Популярность такого "развода" росла столь стремительно, что уже в 1681 году патриарх Иоаким ввел ограничение, согласно которому нельзя было постригать одного супруга при жизни другого. А если такое и случалось, то тот, кто оставался в миру, не имел права вступать в новый брак. Если брак расторгался по причине прелюбодеяния, виновник также не имел права на повторное супружество. На практике "жертвами" этого закона становились в основном женщины. В XVIII - XIX веках браки расторгали особые церковные управления - консистории, а их решение утверждалось Святейшим синодом. В 1850 году Николай I утвердил список официальных оснований, достаточных для развода. А именно: "доказанное" прелюбодеяние, неспособность одного из супругов "к брачному сожитию", отсутствие одного из супругов в течение 5 лет, лишение "свободы и прав состояния", наконец, пострижение в монашество. Сегодня среди возможных причин расторжения небесных уз наиболее распространенные: измена, алкоголизм одного из супругов, наркомания, аборт, сделанный женой без ведома мужа, посягательство на жизнь и здоровье жены (мужа) и детей, психическая неполноценность, неспособность к исполнению супружеского долга. Последнее, впрочем, может явиться основанием для церковного развода лишь в том случае, если конфуз случился в первую брачную ночь. Ежели позже - придется смириться и нести свой крест. По мнению церкви, в большинстве случаев в разрыве виновны оба супруга. Поэтому после изучения всех обстоятельств семейного разлада на разводящихся возможно наложение епитимьи - церковного наказания. Снять церковное благословение с брака вправе лишь митрополит. И то только после того, как расторгнут брак гражданский.

Православная церковь дает разрешение только на 3 брака. При этом к церковному разводу обычно прибегают, если собираются снова жениться. А вот католик может считать себя свободным лишь в самом крайнем случае - если супруг отошел в мир иной. Те же, кто с такой постановкой вопроса не согласен, просят признать брак недействительным. Трудно приходится и индуистам - их религия тоже не предусматривает разводной процедуры: в индуизме брак считается вечным и нерушимым. Иудеев разводят только по взаимному согласию, причем, если оба согласны, объяснять причину развода не нужно. Хотя и из этого правила есть исключения: отказ одного из супругов разводиться можно проигнорировать, если тот изменял в браке, подвергал другого насилию, отказывался исполнять супружеские обязанности или если в течение 7 лет в семье так и не родились дети. Сама процедура развода довольно проста: муж в присутствии свидетелей вручает жене гет - особое бракоразводное письмо, составленное представителем раввинатского суда. Жена, также при свидетелях, должна добровольно гет принять - если вдруг заупрямится, придется мужу отправляться со своим письмом восвояси.

Еще проще разводятся мусульмане. Они вообще не нуждаются в каких-то особых манипуляциях - развод состоится после того, как муж трижды громко о нем заявит. Но самым неожиданным образом разводит в последнее время лютеранская церковь Германии. Там устраивают церемонию "развенчания": муж и жена приходят к алтарю, чтобы отдать кольца священнику. Как ни странно, подобные "торжества" среди немцев пользуются изрядной популярностью - отправляясь на развод, они наряжаются и приглашают гостей...

По церковным правилам священник должен очень хорошо знать пару, которую ему предстоит обвенчать. Скажем, в минском Свято-Петро-Павловском соборе перед совершением таинства брака нужно посетить не менее 4 консультаций, во время которых священнослужитель выясняет серьезность намерений будущих супругов, определяет степень их готовности к церковному обряду, а также растолковывает им суть этого таинства. Чаще всего священники венчают тех, кто регулярно у них исповедуется. В результате венчания семье дается еще один ангел-хранитель, поэтому развод после венчания считается немалым грехом, за который могут пострадать не только сами бывшие супруги. Для "вразумления" небеса могут ниспослать тяжкие испытания их близким и детям.

Безусловно, ни одна семья не застрахована от потрясений, но венчанные пары, считает отец Анатолий из Свято-Петро-Павловского собора, не одиноки. В церкви, говорит он, подскажут, как сохранить друг к другу добрые чувства, наставят на праведную жизнь. Одна из прихожанок храма как-то сказала: "Если в моих семейных отношениях что-то не так, до того, как поговорить с мужем, я иду в церковь и прошу о помощи. Господь творит свои маленькие чудеса в моем браке". Кстати, психологи тоже советуют не спешить выяснять отношения. Лучше остыть и обдумать свои дальнейшие действия.

- Что сказать тем, кто сомневается в том, что сдержит слово, данное Богу? - слушаю отца Анатолия. - Брак - это большая ответственность. Но ведь и радость немалая. Ты будешь соболезновать, если с твоей половинкой приключится беда, но ведь и тебе в случае чего посочувствуют. Мы встречаем другого человека - свою половинку. Это и есть дар Божий. Венчаясь, мы просим у Бога помощи в создании семьи. И получаем ее. Если по какой-то причине нарушаем обещания, данные перед алтарем, расплачиваемся тем, что лишаемся этой помощи. А потом недоумеваем: откуда столько напастей?

- Ну что же делать, если люди разлюбили другу друга?

- Мы часто в жизни сталкиваемся с проблемой выбора. Но если работу или квартиру можно поменять, то муж или жена, по церковным канонам, - это на всю жизнь. Вот что важно понимать. Любовь - это жертва. Чтобы стать единой плотью, супруги должны совершить маленький подвиг: отказаться от своего эгоистического "я", научиться уступать друг другу. Не так уж сложна эта наука. Было бы желание, а Бог поможет тому, кто кается в грехах искренне, не раз в этом убеждался. Приходит ко мне как-то на исповедь мужчина и кается в том, что изводит жену пустыми придирками. Один раз приходит, второй. И я чувствую, как в нем рождается внутренний протест против своих же поступков. В очередной раз приходит и говорит: неужели я так слаб, Господи, что со своими недостатками справиться не в силах? И знаете, ведь изменился в конце концов. Потому что сам этого хотел, а Бог ему помог.

Считается, что Господь не зря сводит людей вместе. "Браки совершаются на небесах", "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" - истины, известные даже неверующим. Не случайно Михаил Булгаков, происходящий из потомственной семьи священников, говорил о своем тройном браке: "Первая жена - от Бога, вторая - от людей, а третья - от дьявола". Если вдуматься, эти слова не покажутся такими уж шутливыми. Расставаясь со своими сужеными, по церковным канонам, люди отходят от Бога и, значит, неминуемо движутся в противоположную сторону. Отцу Анатолию запомнился один его собеседник - успешный бизнесмен, глава вполне благополучного семейства. Долгие годы он страдает из-за разрыва с первой женой. Они не венчались (в те времена это было чревато неприятностями), но, по его собственному признанию, чувство вины перед Богом за то, что не сделал этого и не сохранил семью, с каждым годом ощущается все острее. Два человека любили друг друга, а сил чем-то жертвовать один ради другого не нашли. И таких историй сколько угодно. А бывает и так, говорит отец Анатолий, после расставания, слово, данное Богу, сводит людей вместе. Певица Инна Афанасьева с мужем обвенчалась 13 лет назад. Что с ней творилось в церкви, вспоминает Инна, словами не передать. Казалось, душа парит. Молодые не все понимали из того, что говорил священник, но чувствовали, что происходит нечто особенное. За минувшие годы бывало всякое. Но от окончательного разрыва звездную пару всегда удерживала какая-то незримая нить.

Случается, нить все же рвется. Любимица публики Валерия возлагала на венчание особые надежды, думала, оно изменит ее "ненормальную" семейную жизнь с Александром Шульгиным. Да и дети, считает певица, должны рождаться в законном браке. А таковым испокон веков на Руси считается брак церковный. И все же разрыва с мужем Валерия не миновала. Разведясь в суде, занялась расторжением брака церковного. Доводы певицы в патриархии сочли разумными, и теперь Валерия совершенно свободна.

Впрочем, для некоторых знаменитостей венчание - не более чем красивый обряд или даже... шутка. Как "венчание" Лолиты и Александра Цекало в Лас-Вегасе. Такой брак действителен только для граждан Америки. Это приключение послужило идеей для новой концертной программы артистов. Поскольку венчанными в христианском смысле ни Лолита, ни Саша себя не считали, то, разругавшись в пух и прах, и "развенчиваться" не стали.

По мнению психологов, семьи, где супруги повенчаны, крепче. Таинство - сильный сдерживающий фактор. Судите сами: кому труднее разойтись - живущим в гражданском браке или в зарегистрированном? Может, сама по себе печать в паспорте ничего и не значит, но законным супругам недостаточно, в случае чего, просто разбежаться в разные стороны. Развод - длительная процедура. А церковный брак расторгнуть еще сложнее, чем зарегистрированный в загсе. Впрочем, сам факт венчания не может повлиять на качество отношений и оградить от семейных неурядиц. Важно, насколько осознанным был этот шаг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter