Но оказывается, первый белорусский электротрактор уже создан на Минском тракторном заводе. Да вот только тот ли, который требуется сегодня?
Пока это просто гибридная модель. Агрегат не заряжается от розетки, а по-прежнему заправляется жидким топливом. Дизельный двигатель вырабатывает электроэнергию, которая вращает колеса. Почему же нельзя перейти на накопители энергии? Специалисты предприятия утверждают: если использовать аккумулятор самых последних разработок, для трактора в 300 лошадиных сил он будет весить более 12 тонн. Неужели тупик? Но почему сразу начинать с энергонасыщенной техники? Есть ведь рабочая лошадка — МТЗ-80. Именно таким путем пошли зарубежные фирмы. И, пожалуйста, создали полноценные электротракторы.
Например, год назад в Германии выпустили первый серийный электрический компактный трактор.
Кто-то скажет, так то, мол, Германия, она нередко впереди планеты всей. Пожалуйста, соседняя Украина, часто многим не блещущая. Там еще раньше немцев создали электротрактор мощностью 35 лошадиных сил.
А теперь самое главное. Российская компания провела презентацию экспериментального электротрактора, сконструированного на основе популярной у сельчан модели «Беларус-920». Источником энергии стали китайские литийионные батареи. Ток от них питал итальянский электродвигатель мощностью 81 лошадиная сила.
Естественно, не всю электротехнику можно заряжать от обычной розетки. К тому же такой процесс, как правило, длится относительно долго. Наше Правительство это учло. Недавно Совет Министров утвердил программу создания государственной зарядной сети для электромобилей. Предусмотрено создать к 2030 году 1304 ЭЗС. Это говорит о том, что ко времени появления тракторов, комбайнов и других агрегатов на электрической тяге они найдут где «подпитаться».
Несложно это будет сделать и внутри хозяйств. Например, для тракторов, работающих в поле, можно разработать специальные машины-заправщики. Они будут брать электроэнергию на стационарных зарядных станциях или мехдворах и доставлять по назначению. И, поверьте, это не фантастика, а реальность.
Пока наши конструкторы говорят о невозможности создания энергонасыщенного электротрактора, первый образец такой машины за рубежом уже появился. Мощность — 400 лошадиных сил. И аккумулятор там весит отнюдь не 12 тонн.
gedroiz@sb.by