Что сдерживает создание техники на электротяге для села?

Дайте трактору электросилу

После ввода Белорусской АЭС у нас будет значительный избыток электроэнергии. Надо ею умело распорядиться. На недавнем совещании по вопросу совершенствования системы управления энергетикой Глава государства поставил задачу разработать четкий и реалистичный план расширения направлений использования электроэнергии. В том числе и в аграрной сфере. Что такое электромобили и электробусы, мы все хорошо знаем. А какие машины на электротяге можно создать для работы на полях и фермах?



С удивлением узнал, что первые электротракторы появились более 80 лет назад. Правда, массового распространения такая техника не могла получить по объективным причинам: требовался огромной длины кабель, через который питались электромоторы машины.

Но оказывается, первый белорусский электротрактор уже создан на Минском тракторном заводе. Да вот только тот ли, который требуется сегодня?

Пока это просто гибридная модель. Агрегат не заряжается от розетки, а по-прежнему заправляется жидким топливом. Дизельный двигатель вырабатывает электроэнергию, которая вращает колеса. Почему же нельзя перейти на накопители энергии? Специалисты предприятия утверждают: если использовать аккумулятор самых последних разработок, для трактора в 300 лошадиных сил он будет весить более 12 тонн. Неужели тупик? Но почему сразу начинать с энергонасыщенной техники? Есть ведь рабочая лошадка — МТЗ-80. Именно таким путем пошли зарубежные фирмы. И, пожалуйста, создали полноценные электротракторы.

Например, год назад в Германии выпустили первый серийный электрический компактный трактор.

Кто-то скажет, так то, мол, Германия, она нередко впереди планеты всей. Пожалуйста, соседняя Украина, часто многим не блещущая. Там еще раньше немцев создали электротрактор мощностью 35 лошадиных сил.

А теперь самое главное. Российская компания провела презентацию экспериментального электротрактора, сконструированного на основе популярной у сельчан модели «Беларус-920». Источником энергии стали китайские литийионные батареи. Ток от них питал итальянский электродвигатель мощностью 81 лошадиная сила.

Естественно, не всю электротехнику можно заряжать от обычной розетки. К тому же такой процесс, как правило, длится относительно долго. Наше Правительство это учло. Недавно Совет Министров утвердил программу создания государственной зарядной сети для электромобилей. Предусмотрено создать к 2030 году 1304 ЭЗС. Это говорит о том, что ко времени появления тракторов, комбайнов и других агрегатов на электрической тяге они найдут где «подпитаться».

Несложно это будет сделать и внутри хозяйств. Например, для тракторов, работающих в поле, можно разработать специальные машины-заправщики. Они будут брать электроэнергию на стационарных зарядных станциях или мехдворах и доставлять по назначению. И, поверьте, это не фантастика, а реальность.

Пока наши конструкторы говорят о невозможности создания энергонасыщенного электротрактора, первый образец такой машины за рубежом уже появился. Мощность — 400 лошадиных сил. И аккумулятор там весит отнюдь не 12 тонн.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter