Скрипач-виртуоз Сергей Белозерцев – о «Певцовъ-оркестре», маэстро Спивакове и концертах в Беларуси

Дайте слово скрипке

Сергеем Белозерцевым мы по праву можем гордиться: белорусский скрипач-виртуоз играет в Национальном филармоническом оркестре России под управлением Владимира Спивакова, в уникальном оркестре без дирижера «Персимфанс», в ансамбле «Певцовъ-оркестр» народного артиста Дмитрия Певцова — и продолжает выступать в Беларуси, причем не только в столице, но и в регионах. 

— Сергей, 13 декабря у тебя сольный концерт в Большом зале Белгосфилармонии, для молодого музыканта это серьезная творческая заявка. Насколько известно, ожидается аншлаг, билеты практически раскуплены. Чем порадуешь меломанов?

— Идея сольного концерта для меня не нова, но хотелось сделать что-то особенное. Долго продумывал концепцию и остановился на необычных ансамблевых сочетаниях: то есть скрипка будет звучать соло, скрипка будет с виолончелью, с гитарой, со струнным ансамблем, с роялем и в конце, кульминацией, с органом. Хочу показать свой любимый инструмент в разных ролях. Со струнным ансамблем, например, мы сыграем «Румынские танцы» Белы Бартока. Вообще, это произведение написано для рояля, есть вариант для оркестра, а вот транскрипция для скрипки и струнного состава еще ни разу не звучала. Автор переложения, скрипач Валерий Моисеевич Сороко, будет присутствовать в зале. Давно хотел сыграть «Чакону» Витали в Минске с органом: играл ее в Москве — с оркестром, с органом, с роялем, а вот в Белгосфилармонии, где потрясающий большой четырехдиапазонный орган, надеюсь, она прозвучит именно так, как я слышу это в своей голове, и даже еще масштабнее. 

— Широкой публике, конечно, интересно твое сотрудничество с «Певцовъ-оркестром». Как оно сложилось?

— С Дмитрием Певцовым я сотрудничаю уже несколько лет. «Певцовъ-оркестр» — небольшой ансамбль, девять человек. Лет шесть назад продюсер захотел добавить в коллектив скрипача, и ему порекомендовали меня. Что важно и приятно, на мое появление музыканты очень тепло отреагировали. 

— Певцов ведь исполняет в основном советский репертуар?

— Да, композиции из кинофильмов, отдельно идет большой блок песен Владимира Высоцкого — и во многих из них я не играю, поскольку пользуюсь принципом «не навреди». Включаюсь там, где меня слышно, где голос скрипки важен, иногда сочиняю какие-то соло. К этим выступлениям приходится серьезно готовиться, особенно если не играл с коллективом, допустим, полгода. У Дмитрия Анатольевича концерты с оркестром проходят регулярно, а я присоединяюсь по мере возможности. С этим смирились, в мое отсутствие соло за меня исполняют частично флейта, частично рояль. Кстати, на недавнем выступлении была песня разбойников из мультфильма «Бременские музыканты» «Говорят, мы бяки-буки…», там скрипичное соло — такое цыганское, и я его сразу же сыграл, потому что когда-то давно, в 11 лет, еще с детской пластинки подбирал на слух! Словом, работа с Певцовым — это такая отдушина, когда нужно подготовиться, а потом просто получать удовольствие.
Сегодня на сцене Большого концертного зала Белорусской государственной филармонии состоится сольный концерт скрипача-виртуоза Сергея Белозерцева «Торжество скрипки».
— А в оркестре Владимира Спивакова ты играешь уже…

— Скоро будет семь лет. 2013 год, март, я сыграл конкурс, это было довольно волнующе, потому что фигура Спивакова для меня с малых лет имеет огромный масштаб — в том числе этому способствовал мой папа, он скрипач и очень любит Владимира Теодоровича как музыканта, так что у нас дома постоянно звучали его записи. 

— Сложно совмещать сольную карьеру с работой оркестрового музыканта? 

— Я пока вижу свою жизнь именно так. Скрипачу в наше время быть только солистом очень тяжело, пока у меня нет такой возможности, ста концертов в год и скрипки Страдивари. Конечно, все графики состыковать непросто, но удается сохранять баланс. В Национальном филармоническом оркестре России я соло не играю, как солиста меня знают больше в Беларуси, чем в России. Сольно выступаю в Европе — в Италии после моих успешных конкурсов и во Франции. По Беларуси я в 2017 году проехал с туром Бобруйск — Гомель — Минск, могу сказать, что публика в регионах принимает очень тепло и хорошо. В Гомель, кстати, планирую вернуться в будущем году: поучаствую в грандиозном проекте дирижера Мурада Ассуила «Год Бетховена».

ovsepyan@sb.by

Фото из личного архива.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter