Дайте покой старому погосту

О вандализме...
Происхождение названий деревень Заболотье или Пески объяснить легко. Но отчего деревню Непокойчицы в Жабинковском районе назвали именно так? Думаю, наука топонимика в курсе. Но я невзначай «отыскала» происхождение географического топонима Непокойчицы на старинном кладбище за деревней... Оскверненном вандалами... На долгие годы забытом... Жителям Непокойчиц, должно быть, тревожно спится из–за такой «достопримечательности»...

Знала, что недалеко от Бреста есть заказник «Непокойчицы». А попала туда совершенно случайно. В поисках съезда к реке Мухавец свернула на дорогу, которая привела в Райский уголок. Так здешние люди называют это место по фамилии последних владельцев имения — Райских. Вдоль дороги — столы со скамейками. Вместо мусорных контейнеров — мешки, привязанные к деревьям. Судя по всему, популярное место отдыха. Дальше на обочине — щит. Даже не щит — крик души: «Люди! Не надо привозить мусор в окрестности. Раскапывать землю. Тут осталась только память»...

Столы для отдыха, оказывается, установили недалеко от кладбища, на котором покоятся представители 13 фамилий. В XVI — XX веках они владели окрестными землями: Олизаровичи, Патеи, Ходковичи, Непокойчицкие, Райские...

Чтобы понять, как стоит ценить каждое мгновение, что все наши огорчения и обиды — мелочь по сравнению с вечностью, стоит иногда пройтись по кладбищу. В украинском Львове за вход на местное Лычаковское кладбище даже берут плату. Ибо это — историко–мемориальный музей–заповедник. Ходишь меж могил украинских знаменитостей — и никакой дрожи в коленках. Наоборот, ощущаешь тишь и умиротворение. А в Непокойчицах вздрагиваешь. Сердце колотится...

Увидев на фамильном кладбище Райских среди редких надгробных камней свежую могилу с деревянным крестом, подумала: кто отважился здесь хоронить? Позже заместитель начальника Брестской областной инспекции по охране животного и растительного мира Сергей Штык рассказал, что в этом месте под землей спрятаны останки, собранные на кладбище два года назад.

...История имения в Непокойчицах мало чем отличается от других ему подобных. В 1940 году владения «панов» разграбили, растащили даже древний евангелический храм. Невежественные местные крестьяне искали в могилах золото и драгоценности. Не знаю, какие имущественные «дары» тогда принес вандализм. Но потомки тех крестьян не теряли надежды. Непостижимое произошло летом 1992 года. Сергей Штык рассказывает, что тракторист, работавший недалеко в карьере по добыче песка, в обеденный перерыв прошелся по надгробиям бульдозером.

Не знаю, что сталось с тем трактористом. Не интересовалась. А природа после его жутких действий как могла залечивала раны. На кладбище выросла сирень. Лишь два года назад погост расчистили от растительности. Поправили надгробия. Именно Штык, руководивший тогда районной природоохранной инспекцией, созвал добровольцев для наведения порядка. Теперь надо порядок поддерживать. Тут осталась только память...

К сожалению, таких мест, как Непокойчицы, у нас немало. И злых дураков в достатке. Прискорбно... Что искали они — фамильные драгоценности, оружие — в каплице Ожешко в Дрогичинском районе? Или на кладбище за деревней Лысково Пружанского района? Здесь два года назад осквернили могилу генерал–майора от инфантерии Станислава Быховца. Массивный гроб преступники разрубили топором. Может, знали, что род Быховца известен тем, что у них хранилась знаменитая «Хроника Быховца», написанная на старобелорусском языке? Или догадывались, что в XIX веке «Хроника» якобы находилась в библиотеке Александра Быховца — отца того самого Станислава, прах которого потревожили? Скорее, об этом как раз и не думали...

Психофизику ощущений варваров понять сложно. Но вандализм как явление и духовная болезнь, наверное, не исчезнет никогда. Чем мы можем противостоять этому страшному явлению, кроме привлечения к уголовной ответственности, и то в случае поимки? Охраной кладбищ? Увы, не везде это приемлемо по разным причинам. Просвещением? Возможно. Может быть, уходом за старинными кладбищами? В современном календаре белорусов среди памятных дат — весенняя Радоница и осенние «Дзяды». Дни поминовения усопших. «Дзяды» на подходе. Раз мы заявляем, что чтим традиции предков, значит, должны поддерживать порядок и в Непокойчицах, и на кладбище за Лысково, и в каплице Ожешко в Закозели. Сами. С детьми. Добровольно. Ведь о духовности нации можно судить по отношению к могилам предков. Эта аксиома проверена веками.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter