В белорусском футболе маркетинг нужно доверять молодым специалистам

Дайте огня

Нет, заголовок не о курении. Он о том, что вдохновение окружает нас со всех сторон, и в повседневной жизни его больше всего. Но ему нужно давать зеленый свет, и белорусская индустрия спорта — точно не то место, где это является распространенным явлением. Вот и нынешнее спортивное лето характеризуется тем, что не видно ярких маркетинговых вспышек, которые то и дело встречались ранее. Вспомните, сколько интересных идей реализовывали в свое время, к примеру, «Крумкачы». Сегодня — тишина, стандартные линейные ходы, невыразительный эффект которых можно просчитать наперед. Почему так происходит? Неужели у нас элементарно нет талантов?

Не совсем так. Просто талантам нужна подпитка, более эмоциональная, чем финансовая. Проще говоря, в талантливых маркетологов нужно верить. И с этим у нас большие проблемы. Как выглядит у нас руководство в большинстве клубов? Руководящий тандем из управленца со значительным административным и личным опытом, а также спортсмен, который занят подбором игроков и соответственно мало волнуется за какую–то там, с его точки зрения, маркетинговую суету. В итоге первый запал специалиста проходит, и он сводит свою работу до наиболее базовых вопросов вроде афиш. А потом мы пишем о многочисленных недоработках в продвижении клуба и посредственном пиаре, имея в виду клуб. А клуб — это люди.

В этой связи мне очень понравилось высказывание генерального директора одного из наиболее заметных белорусских клубов. Приведу цитату: «Хорошо проявило себя управление маркетинга и коммерческой деятельности, в котором собраны молодые, прогрессивные ребята. Сам у них многому учусь и не стесняюсь в этом признаться». Интервью большое, и эта фраза затерялась среди многочисленных мыслей. Но я хотел бы к ней вернуться. Некоторые бывалые руководители хмыкнут — они–то все знают. Но если уж вам и «Лермонтов не угодил» в лице руководителя хоккейного «Динамо» Анатолия Курильца (это цитата из его интервью сайту клуба), то даже не знаю, остается развести руками.

Часто боссы не владеют информацией, не хотят учиться и не желают давать полномочия амбициозным маркетологам. Осаждают пыл, охлаждают норов, ставят флажки, за которые заходить нельзя. Пара растяжек над улицами, афиши (и то далеко не везде), ноль городского патриотизма, а уж о таких вещах, как платное продвижение социальных сетей, даже заикаться не стоит. Так и живем. Восьмое–десятое место в таблице, клуб сам по себе, город сам по себе, поспешные интервью по итогам сезона, чтобы метла не вымела из клуба, а там и новый сезон. Как в фильме «Амели»: время идет, и ничего не меняется. В детстве время тянется. Потом бац — а тебе уже пятьдесят.

Наверное, пришло время сказать этому «стоп». Не знаю, кто должен это сделать, но руководителям наших клубов нужна системная встряска. Не стал клуб городским явлением, не стали его матчи главным событием недели — пожалуйста, на выход. Придут другие такие же управленцы с опытом. Но они повернутся лицом к городу и горожанам, а вместо суетливых интервью по итогам сезона за них будет говорить работа.

Ну и чтобы не быть голословным, расскажу один, как сегодня говорят, кейс. Знаете, кто входит в тройку самых крутых пиарщиков российской премьер–лиги? Тщедушный мальчик 20 лет от роду. Еще когда красноярский клуб прозябал на дне российского футбола, Станислав Меркис начал божить. Ему никто не мешал. Он делал, что хотел: делал версию лого «Енисея» по мотивам радикально изменившегося логотипа «Ювентуса», звал Андрея Малахова в свой клуб после громкого разрыва телеведущего с российским Первым каналом, шутил в Твиттере про бой МакГрегора и Мэйвезера и так далее. Карьера Станислава началась в 14 лет. Долгое время он работал неофициально и бесплатно, однако его публикации, сделавшие красноярский клуб куда заметнее, не остались без внимания. В 19 лет Станислава назначают главой пресс–службы клуба ФНЛ, его приглашали на сытое довольствие в один из клубов РФПЛ, но он остался в «Енисее», чтобы вместе с командой проделать этот путь. В первом же туре Меркис встретился с героем чемпионата мира Артемом Дзюбой. Передал ему красноярские гостинцы, тепло пообщался. Красноярский клуб мало кому интересен с точки зрения федеральных российских СМИ. Но благодаря именно Станиславу самый восточный клуб российского элитного дивизиона — на виду. Очень хочется, чтобы в Гродно и Гомеле, Могилеве и Витебске находились свои Меркисы, а руководители клубов не боялись зажечь перед самородками зеленый свет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter