Музыку нельзя убирать из школьной программы

Дайте музыку

Как бы ни менялась наша жизнь, естественным препятствием вседозволенности было и остается нравственно–эстетическое воспитание. И особую нишу в нем занимает общее музыкальное образование. Школьники наиболее зависимы от стереотипных поступков своих кумиров. Лишим мы подростков полноценного эстетического воспитания, упразднив дисциплину «Музыка», и чем восполним в дальнейшем процесс формирования у них национальной ментальности? Убежден, замена уроков музыки предметом «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в 5–х классах не адекватна ни их возрастным особенностям, ни объему знаний, ни способности к восприятию контекстной информации.


Отношение руководителей различных отраслей образования к учебным дисциплинам эстетического цикла по «остаточному принципу» можно объяснить прагматизацией общественной жизни. В итоге же распространяется музыкальная субкультура, соответственно влияя на поведение подростков. Хотя кто будет спорить с тем, что формирование духовности начинается с колыбельной песни матери? Раннее детство также проходит под звуки музыки, затем традиция продолжается в школе. Именно так происходит гуманное «блокирование» развития инфантильности, грубости, пошлости. Поэтому сейчас нам просто необходимы компромиссные решения по восстановлению полноценной системы музыкального образования школьников. Главное здесь, думается, — осовременить учебники и прибавить действующим педагогам по полставки учебной нагрузки. Музыка как образовательная дисциплина сейчас преподается лишь в начальных классах. Но поскольку это искусство — одно из самых востребованных, надо внимательно проанализировать содержание и объем его изучения в школе. Недооценка педагогических возможностей перевода музыкально–эстетических переживаний в сферу нравственного поведения ребенка, обоснованных в работах Д.Б.Кабалевского «Прекрасное пробуждает доброе» и Б.М.Неменского «Мудрость красоты», отодвигает на задний план понятия душевного и духовного, возвышенного и благородного, эстетических идеалов и норм морали. К сожалению, сегодня, говоря о нравственном климате в среде учеников, от которого зависит в будущем вся их жизнь, чаще оперируют термином «оздоровление». То есть болезнь уже как будто данность. Не лучше ли создать достаточные условия для естественного развития ребенка? Ведь фунт профилактики стоит пуда лечения, и «легче учить, чем переучивать». Когда у школьника уже сложились стереотипы бездушности, отрешенности, безразличия к окружающим, когда он пристрастился к пиву и курению, взрослым уже поздно пытаться брать ситуацию под свой контроль...

От нравственно–эстетического воспитания зависит и чувство патриотизма. Да, каждый из нас говорит, что любит Родину, но случись какая–либо нерегламентированная жизненная ситуация — многие руководствуются меркантилизмом, что особенно характерно для эпохи рыночных отношений. И здесь именно в музыке я вижу огромный потенциал. Поверьте, ее эмоциональное воздействие на формирование нравственности у школьников куда эффективнее декларативных убеждений. Но вне образовательного процесса духоподъемные произведения не востребованы и без художественно–педагогического анализа для подростков недоступны. Зачем же сокращать уроки музыки в средней школе? Экономия бюджетных средств будет мнимой — от «пробелов» в нравственно–эстетическом воспитании потери могут быть неизмеримо больше.

Возможно, причина пренебрежительного отношения к урокам музыки — еще и низкий уровень ее преподавания в прошлом. В свое время, согласитесь, уроки пения действительно воспринимались как нечто несерьезное, необязательное. Отсюда и убеждение, что занятия, не предполагающие очевидной выгоды, — социально не востребованы и личностно бесполезны. Или же дело в понимании музыки как искусства, чей удел — приносить наслаждение и развлекать? Функции воспитания, познания, коммуникации остаются за полем зрения обывателя. Но давайте без лукавства. Сколько знаний, полученных в школе, так и остается лежать мертвым грузом? А вот музыка в различных формах сопровождает человека на протяжении всей жизни, и ее образовательный ресурс четко виден в междисциплинарности. Считается, что мышление человека зависит от его владения математическими понятиями, грамотность — от филологической подготовленности, телосложение — от физических упражнений. Но разве музыка не влияет на сердечно–сосудистую систему, психику, скажу больше — саму душу? Отчего так несправедливо занижен ее вклад?

Бронислав ГОЛЕШЕВИЧ, профессор.

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 92 (24974). Среда, 18 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter