Дайте крылья Эдисонам!

Что необходимо сделать, чтобы профессиональный уровень выпускников  ПТУ отвечал требованиям научно-технического прогресса?

Что необходимо сделать, чтобы профессиональный уровень выпускников  ПТУ отвечал требованиям научно-технического прогресса? «Творчеству нужно учиться так же, как математике, физике. Тогда, я убежден, — утверждает заместитель директора Республиканского дома учащихся и работников учреждений профессионального образования  Александр Середа, — мы сможем уменьшить возраст рационализатора в два раза».

И его слова находят свое подтверждение  в итогах IХ республиканского слета изобретателей и рационализаторов-учащихся и работников  учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Участниками слета стали 215 учебных заведений профтехобразования и 25 средних специальных учебных заведений. Интересные технические идеи содержали рацпредложения, представленные на конкурс «Экономия энергетических и материальных ресурсов». 

Наиболее активная работа по приобщению к техническому творчеству учащихся профтехшколы ведется в Гомельском ПТУ-144 машиностроения, Слонимском профессионально-техническом колледже сельхозпроизводства, Новополоцком ПТУ-28  нефтехимии, Оршанском  ПТУ-122, минских ПТУ-9,  ПТУ-31 и профессионально-техническом  колледже электроники столицы. Приятно осознавать, что руководят кружками технического творчества в профтехшколе не только преподаватели и мастера производственного обучения, но и  производственники — изобретатели, рационализаторы. Среди них — Вячеслав Голубовский, который уже на протяжении многих лет руководит кружком техтворчества в Слонимском профессионально-техническом колледже сельхозпроизводства. Честь и хвала им! Благодаря вот таким энтузиастам из года в год  в профтехшколе растет количество поданных рац-предложений. Судите сами. Если в 1999/2000 учебном году их было 1607, то уже в 2003/2004-м – 2823. 

И все же результаты деятельности профтехучреждений по привлечению к техническому творчеству молодежи имеют еще много пробелов. 

Во-первых, недостаточно участие инженерно-педагогических работников в привлечении молодежи к техническому творчеству. Пришло время эффективность научно-технической  деятельности мастеров и их воспитанников измерять не количеством «охваченных» учащихся, а количеством  поданных и внедренных в учебный процесс и производство рацпредложений. Во-вторых, потенциальным изобретателям не хватает маститых учителей. Каждому ПТУ, которое  готовит рабочие кадры, нужен свой Левша. А где их взять? 

Всегда  ли и во всех ПТУ сегодня есть кадры необходимой квалификации для руководства кружками технического творчества? Руководителями, как правило, становятся мастера производственного обучения. В итоге мы имеем случаи, когда  интересные рацпредложения учащихся ПТУ остаются незамеченными из-за  некомпетентности таких руководителей. 

Моим ровесникам под силу решать самые сложные задачи. Мог ли представить великий ученый М.В.Ломоносов, что проблема, над которой он бился на протяжении многих лет, будет решена минским вундеркиндом? Нет, конечно, однако факт остается фактом. Ученик СШ № 217 смог ответить на вопросы, поставленные светилом российской науки в далеком прошлом, изобрев революционную конструкцию телескопа. Хорошо, что рядом оказался увлеченный астроном Евгений Чайковский, который оказал необходимую помощь при оформлении документов на регистрацию открытия. А кто поможет мастеру  производственного обучения  ПТУ? 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter