Дайте карты в руки

У большинства наших сограждан есть как минимум два очень счастливых дня в месяце: когда выдают аванс и зарплату. Определить эти дни безошибочно можно по длинным очередям возле банкоматов. По принципу «не откладывай на завтра то, что можно обналичить уже сегодня» граждане торопятся опустошить «умные» железные ящики...

У большинства наших сограждан есть как минимум два очень счастливых дня в месяце: когда выдают аванс и зарплату. Определить эти дни безошибочно можно по длинным очередям возле банкоматов. По принципу «не откладывай на завтра то, что можно обналичить уже сегодня» граждане торопятся опустошить «умные» железные ящики. Оно и понятно: хрустящие купюры в буквальном смысле греют руки и душу. По этой простой причине кошелек, набитый живыми деньгами, для нашего человека — гарант финансового благополучия. Пластиковой карточкой, на которой все те же деньги, но виртуальные, душу не обманешь. Хотя преимущества виртуальной наличности налицо: благодаря ей, кажется, и невозможное стало возможным — покупать, платить по коммунальным платежам и кредитам, пополнять баланс на мобильном телефоне, даже не выходя из дому. Однако сомневаются по–прежнему многие.


Недавнее совещание в Совете Министров по поводу реализации Государственной программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек на 2006 — 2010 годы, это только подтвердило. Одна из главных целей «пятилетки» — треть всех расчетов в стране проводить по безналу — очевидно, достигнута не будет. Кто виноват? Все ли сделали, что было запланировано? Вопросов много, ответ один: без системы безналичных платежей немыслима современная экономика, развитие розничного бизнеса так и остановится на уровне вчерашнего дня. Безнал сокращает затраты на обслуживание наличного денежного оборота, ускоряет прохождение финансовых потоков, повышает финансовую грамотность населения. В конце концов, он верная панацея от утомительных очередей и единственный на сегодня реальный способ борьбы с зарплатами в конвертах.


Торг не уместен


Ясно, что одна государственная структура такую важную задачу не решит. Необходимо взаимодействие различных ведомств. Еще недавно существенным тормозом развития системы безналичных платежей был тот факт, что за их обслуживание безналичных платежей (эквайринг) банки брали с торговых объектов комиссионное вознаграждение в 5 раз большее, чем за привычную инкассацию налички. При таком раскладе переходить на «пластик» торговле было попросту невыгодно. В 2007 году Нацбанк пошел на уступки, практически сравняв тарифы на эквайринг с инкассацией. Многое сделано и Министерством торговли.


— Одна из задач госпрограммы — увеличение количества платежных терминалов на объектах торговли почти на 6 тысяч единиц. Фактически уже теперь в магазинах, ресторанах, кафе мы установили оборудования без малого на 13 тысяч единиц больше, чем предполагалось. То есть вдвое превысили намеченную планку, — убеждает в том, что работа не стоит на месте, начальник отдела инвестиционно–технического развития Министерства торговли Олег Бурко. — С марта этого года постановлением Совета Министров и Национального банка владельцы открывающихся магазинов или объектов по оказанию платных услуг в районных и областных центрах, городах областного подчинения и в Минске обязаны устанавливать платежные терминалы, причем на каждой кассе и независимо от формы собственности. В 4 раза снижена планка товарооборота для действующих магазинов, при которой надлежало устанавливать терминалы. Скажем, в 2007 году платежные терминалы устанавливались, если ежемесячная выручка магазина составляла 175 миллионов рублей. С 2009 года эта цифра скорректирована до 44 миллионов рублей в месяц. Замечу, что несоблюдение данных норм чревато для владельцев торговых точек административной ответственностью и штрафом от 2 до 10 базовых величин.


Удобное дорогое удовольствие


То ли страх проштрафиться, то ли потенциальная выгода для розничной торговли от «виртуальных денег» (замечено, что с ними покупатель расстается с большей легкостью) привели к тому, что у потребителя стало появляться все больше возможностей пустить в ход пластиковую карточку. Это видно невооруженным глазом. Это плюс. И никто не будет против, если такая возможность распространится далеко за пределы магазинов, ресторанов и домов быта. В идеале расчеты «пластиком» должны стать доступны, скажем, за проезд в общественном транспорте и в такси... Однако удобство услуги пока нивелируется ее... дороговизной. 130 миллиардов рублей потрачено из госказны за последние годы на покупку импортного оборудования. Необходимая стране валюта уходит на то, что мы, в принципе, могли бы и должны делать сами. «Это в первую очередь производство банкоматов, инфокиосков, платежных терминалов», — такие слова Премьер–министр Сергей Сидорский на заседании Совмина адресовал Министерству промышленности.


— Выпуск отечественных банкоматов — прерогатива ОАО «Минское производственное объединение вычислительной техники». Оборудование соответствует требованиям международных платежных систем, спецификациям EMV и требованиям системы «БелКарт». Предприятие хоть сейчас готово поставить его банкам страны в необходимом количестве, — заверил начальник управления бытовой техники и электроники Министерства промышленности Александр Корзун. — В 2009 году ОАО «Горизонт» выпустило 415 платежных терминалов, в первой половине этого года — 400, и еще столько же запланировано на второе полугодие.


Объективно рост количества терминалов малозаметен по сравнению с десятками тысяч уже вовсю используемых при расчетах. Зато пластиковыми карточками подведомственные Минпрому предприятия, похоже, в состоянии обеспечить: с 2006 года их было выпущено более 3 миллионов, еще около 400 тысяч заготовок с микропроцессором и магнитной лентой передано банкам.


Легкое привыкание


Многие вопросы, не до конца решенные при реализации государственной программы на 2006 — 2010 годы, экстерном перейдут в следующую: еще большее удешевление эквайринга, импортозамещение в сфере технического оснащения... При этом меда в бочке все равно хватает. Одно то, что Беларусь занимает лидирующие позиции по уровню безналичных расчетов среди стран со схожими условиями старта для развития системы, не может не тешить самолюбие. Доля безналичных операций (без учета простого снятия наличных с карточки) в Беларуси составляет 11,4 процента, в России — 9 процентов, в Украине — 5. Но это не повод сбавлять обороты. От заветных 30 процентов безналичных расчетов никто отказываться не собирается. И пока предлагаются различные способы достижения цели — от 20–процентного удешевления эквайринга по сравнению с инкассацией до доведения планов по безналичным расчетам объектам торговли, — главным двигателем программы остается обычный владелец пластиковой карточки. Мы с вами.


Привычку держать живые деньги в руках, выработанную многими поколениями, не изменить в одночасье. Зато по силам создать условия, что называется, для ускорения процесса. Административные меры тут не подойдут. Как, например, решение убрать из крупных магазинов банкоматы, чтобы не соблазнять покупателей возможностью расплачиваться наличными (слух, впрочем, нигде не подтвердился, но осадочек остался). Зато вполне действенен метод пряника. Например, когда покупателю при расчете карточкой предоставляется существенная скидка. Только в предновогодний период было проведено около 140 подобных акций.


Каждый второй покупатель и так расплачивается «пластиком» (мои собственные недавние наблюдения в одном из крупных супермаркетов Минска). Но и продвинутых жителей мегаполиса, и сельчан мучают одни и те же вопросы: например, безопасность безналичных платежей, защита счетов от «чужого глаза». Заплатить карточкой может только ее владелец, но все чаще на кассе не требуют введения пин–кода, паспорт ни у кого не спрашивают. И сличать подпись в чеке и на карточке не каждый кассир станет... Покупателю, по сути, приходится верить на слово банкирам, которые гарантируют безопасное проведение самой операции и полную конфиденциальность. В книгах замечаний и предложений магазинов нет–нет да и встречаются записи с жалобами на сбои в работе платежных терминалов, на невозможность расплатиться «пластиком» (когда между банком — эмитентом карты и банком, обслуживающим конкретный терминал, нет договоренности на проведение операции)...


Впрочем, шероховатости системы известны всем заинтересованным организациям. Над ними работают. В любом случае одна из приоритетных задач государственной политики на самотек пущена не будет. Главное — достичь консенсуса между ведомствами, создать безусловную защиту пластиковой карточки и повысить заинтересованность в ее использовании. Результат не заставит себя ждать: к хорошему человек привыкает быстро.


Цифра «СБ»


На 1 июля 2010 года оборудованы платежными терминалами 44.570 объектов торговли, что составляет 21 процент от общего количества. На начало второго квартала на руках у населения находилось 7,9 миллиона банковских карточек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Louis Vuitton
Наш народ просто еще не привык и не осознал все плюсы электронных денег. В России и в Европе "пластик" давно и повсеместно заменил деньги в кошельках граждан. Более того, часто у тамошних обывателей по несколько карточек различных банков. И делается это для того, чтобы выгоднее было использовать свои кровнозаработанные средства.<br /> <br />
У белорусов же, в большинстве своем одна карта - зарплатная, которую они торопятся "разредить" сразу же после поступления на нее финсредств. <br /> <br />
Само собой, нужно развивать инфраструктуру, увеличивать количество платежных терминалов и банкоматов. Но важно изменить само отношение наших граждан к этим платежным средствам, ведь они дают столько возможностей.
Ксю
Я до сих пор получаю зарплату наличными. А вот заработок мужа стараемся поскорее обналичить, хотя бы большую часть. Почему? Прекрасно помню пару своих визитов на рынок, когда люди, пришедшие за покупками, панически метались от одного банкомата к другому, и все тщетно -- случился какой-то сбой. Периодически и в магазинах на кассах можно увидеть объявления о том, что "платежи по карточкам временно не принимаются". Так что я с "наличкой" в кошельке чувствую себя превосходно. Нет у меня пока доверия к банкоматам!
Жанна
Моя подруга не спешит снимать наличку с карточки. Дело в том, что на ту сумму, которая хранится у нее на карточке, банк ежемесячно начисляет проценты. Небольшие, конечно. Один или два, точно не знаю. Но чем больше сумма, тем ощутимее прибыль. И в таком случае начинаешь задумываться, что же выгоднее, носить с собой полный кошелек налички, или хранить деньги на карточке да еще и дополнительную копейку с этого иметь. Лично я бы предпочла снимать деньги с такой карточки только по мере необходимости.
Илья
Все ежемесячные платежи (за квартиру, телефон, охрану, интернет, свет, мобильный)делаю только с использованием инфокиосков. Это так удобно. Раньше платил в почтовом отделении или в банке, приходилось очередь в кассу отстоять. Теперь не нужно специально выкраивать на это время. Тем более, что инфокиоск есть недалеко от работы. Вот бы еще он всегда работал. А то к хорошему быстро привыкаешь. И так бывает не удобно, когда придя к банкомату или инфокиоску, обнаруживаешь их в нерабочем состоянии. А наш инфокиоск почему-то выходит из строя с завидным постоянством. Увы.
Маша Журбикова
Согласная с Ксю. Сама не раз попадала на рынке в подобную ситуацию. Особенно "радует", если обнаруживаешь, что банкомат не работает ближе к концу закупки. Полные руки сумок, остается еще только что-то докупить и можно направляться домой. А наличные деньги закончились. Спешишь к банкомату, а он не работает. К другому - та же ситуация. Вот тут уж точно злость разбирает. И начинаешь жалеть, что не сняла деньги заранее. Не понимаю, как вообще можно такое допускать, чтобы в крупных торговых точках не было работающих банкоматов?
Александр
Терминалы за счет государства вручить каждому торгашу. Довести план выручки через терминалы до 100% за три года. Продукты без карточек не выдавать. ЖКХ полностью оплачивать через терминалы. Взятки и откаты только через терминал. Если бы я был президентом.....
zazuza
А как быть жителям посёлков и деревень ? Какое применение можно найти "пластику " , если всяких там платёжных терминалов нет и в помине ?
АЮВ
Было бы удобно - никого уговаривать бы не пришлось. "Не все ж в деревне дураки." А если 5-10 минут возле кассы я жду пока установится связь с банком. Или в этом банкомате с меня возьмут проценты, а в этом нет. А если бы на первых порах и скидка с цены за расчет "пластиком". А в одном магазине карточка "VISA" "катит", а в другом нет. Зачем мне эта головная боль? До магазинов, банков и проч. планы вы доведете. Не сомневаюсь. А попробуйте довести планы до меня. Могу так далеко послать - назад дорогу не найдете.
Обыватель
Пользуйтесь услугой "Мобильный банк", и вся информация по вашей карте, любое "движение" по ней, будут приходить в виде СМС на ваш мобильный телефон. В Брянске такая услуга, в зависимости от оператора, стоит от 60 до120 руб. в месяц. <br /> <br />
Карта очень удобна при оплате коммунальных платежей и кредитов, не надо стаять в очереди, с наличными, в кассу.
Лена
В крупных супермаркетах рассчитаться пластиковой карточкой нет никаких проблем. Разве что несколько раз я вставала в очередь к кассе, а только потом замечала табличку, что "по техническим причинам касса по карточкам не обслуживает". Отдельный разговор, оплата по карточкам в небольших магазинчиках у дома. Терминалами вроде бы они обеспечены. Но если я знаю, что нужно будет в свой продуктовый забежать купить хлеба, всегда заранее стараюсь снять деньги. Почему? Да потому, что терминал связывается с банком не меньше 3-5 минут. Если повезет. К слову, вся остальная очередь все это время ждет, пока рассчитают одного покупателя. Извините, удобством это никак не назовешь. Так что сначала нужно создать инфраструктуру, а уже потом спрашивать, почему люди не хотят пользоваться карточками. Хотя в таком случае вопрос этот, возможно, сам собой отпадет. Как для меня лично отпал вопрос с оплатой коммунальных платежей. Теперь только через банкомат. Хочу правда еще интернет-банкинг опробовать. Может кто поделится опытом. Для этого обычной дебитовой карточки достаточно. Или нужна какая-то другая?
Ирина
Проблему активизациии использования пластиковых карточек нужно решать сразу по всем направлениям: во-первых, расширение числа платежных терминалов, банкоматов и инфокиосков, потому что их катастрофически мало. И если в крупных магазинах я пластиком расплачиваюсь абсолютно без проблем, то стоит зайти без налички в магазин поменьше - и как зашел, так и вышел... Кстати, характерный пример: в Минске на нашем замечательном железнодорожном вокзале невозможно купить пригородный или абонементный билет по карточке - только за наличку. А это не мелкий магазинчик где-нибудь в провинции... <br /> <br />
Во-вторых, нужно по-настоящему работать с людьми. Не только объяснять, как пользоваться, к примеру, инфокиоском в самом банке, а проводить плановую PR-кампанию по пропаганде многочисленных возможностей электронных платежей. Почему? У меня подключен смс-банкинг с момента покупки мобильного телефона (более пяти лет). Многи мои коллеги с трудом предсталяют себе, что это такое и какие выгоды он дает. Кроме того, откуда-то же берутся слухи о том, что деньги с карточек похищают, что хранить деньги на карточке не то чтобы не выгодно - ненадежно. Ну так убеждайте людей, что это не так. Кто-то же распускает подобные слухи, кто-то, кому это выгодно. По своему опыту убедилась, что никаких проблем в хранении денег на карточке нет, так как регулярно с помощью смс-банкинга контролирую свой зарплатный счет. За пять лет был только один небольшой сбой, и то у банкомата. В течение пары недель все вопросы разрешились без моего участия. <br /> <br />
И в-третьих, нужны системы поощрения, а не наказания пользователей карточками. В чем они могут выражаться? 1) Различные бонусные, а еще лучше, накопительные скидки при оплате карточкой за товары и услуги в различных торговых точках. 2) Достоверное информирование в банкоматах различных банков о снимаемых процентах (если это не банк-эмитент). Кстати, эти проценты - самое большое попадалово у держателей карточек. Никогда нельзя заранее угадать, какой процент с тебя возьмут в "чужом" банкомате, и возьмут ли. Это к вопросу о прозрачности услуги. Почему информация о снятии таких процентов не афишируется вблизи от банкомата. Почему я должна кому-то отдавать деньги за достаточно безобидную процедуру? <br /> <br />
Это минимум того, на мой взгляд, что надо делать для популяризации электронных платежей.
Сафонов Анатолий
Одной из причин богатства американцев является - введение безналичных денег. Чем быстрее мы перейдем на безнал - тем станем более богаче, а банкам надо это стимулировать, ведь для них - это вообще - бесплатное кредитование?! Так, что - надо делиться...
Иван
Банкоматы,во всяком случае в нашей стране,далеки от совершенства(не доросли мы ещё).Меня 5 дней назад банкомат" кинул":со счёта деньги пропали,а наличку не выдал!Вот так то!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?