Дайте дышать рекам!

Минприроды признает: проблема «больная»
Минприроды признает: проблема «больная»

К бедам небольшой речки на юге Беларуси «СБ» обращалась за последнее время дважды. 10 августа под заголовком «Отчего гибнет рыба в реке Уборть?» прозвучал тревожный сигнал нашего читателя Александра Москалевича из Лельчиц. «В разгар лета над Полесьем висит смрад — гниет рыба, гибнущая в реке Уборть. От границы с Украиной до самой Припяти — почти на 200 километров! — поверхность воды покрыта полуживыми и мертвыми язями и сомами. Десятки тонн рыбы!» Автор называл вероятные причины экологического бедствия и выражал недоумение: почему СМИ обходят вниманием это явление? Явление, которое губит намного больше рыбы, чем все браконьеры, вместе взятые...

Статья «Уборть — жертва мелиорации?» была опубликована 22 сентября. Она обобщала отклики, которые подтверждали: проблема не надуманна. Причина называлась та же: паводок, вызванный дождями и сбросом воды на украинских водохранилищах. Высокая температура воды вызывает гниение затопленных трав на обширных площадях, что и делает воду гибельной для рыбы. Паводковая вода смешивается с болотной, что дело усугубляет.

Впрочем, одно из официальных мнений утешало: «Летние заморы на реке отмечаются не только за последние 20 лет, но за все время ихтиологических наблюдений... Следует отметить, что после заморов рыбные запасы в водоемах очень быстро восстанавливаются. Подверженные периодическим заморам водоемы имеют более высокую по сравнению с другими рыбопродуктивность... Это объясняется дополнительными поступлениями в воду биогенных элементов из отмирающих организмов...»

К сожалению, на тот момент редакция не располагала мнением наиболее компетентной в данном вопросе инстанции — Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Теперь мы можем его привести.

«Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рассмотрело статьи... и благодарит редакцию газеты и ее читателей за затронутую в них проблему, — говорится в письме, подписанном первым заместителем министра А.Апацким. — Минприроды отмечает, что в статьях затронута больная для республики проблема. «Больная» потому, что гибель рыбы отмечается не только на реке Уборть, но и на остальных притоках Припяти и ее поймы, а также на других реках Беларуси...»

Итак, каковы же причины гибели рыбы? Во–первых, это действительно — паводок. Цитирую: «По данным департамента по гидрометеорологии Минприроды... в период с 7 июля по 12 августа 2007 года на р. Уборть на посту «Краснобережье» отмечен летний паводок. Рост уровня составил 200 см над предпаводочным, причем наивысший уровень (299 см) отмечен 21 — 22 июля».

Во–вторых, это вызванный последствиями паводка дефицит кислорода в воде. «...По данным межрайонной лаборатории аналитического контроля Мозырской районной инспекции, на отдельных участках реки Уборть в отобранных пробах кислорода практически не было: от 0 в дер. Боровое до 0,6 мг/куб. дм в дер. Милошевичи (протокол испытаний поверхностных вод от 21.07.2007 г.)»

Зато содержание аммонийного азота в тех же пробах превышало предельно допустимую концентрацию в 3 — 4 раза, что и подтверждало избыточное присутствие в воде продуктов распада. Иными словами, в процессе гниения трав растворенный в воде кислород «сжигается», поэтому рыба и гибнет. Обильный приток болотных вод процесс усугубляет. «В условиях отсутствия кислорода дальнейшее разложение органики идет в анаэробных (бескислородных) условиях, что сопровождается выделением сероводорода». Отсюда и характерный неприятный запах.

Объяснения исчерпывающие. Наглядно показано и то, почему только летний паводок влечет гибель рыбы. Почему не весенний? Почему этого не происходит зимой, когда водоемы покрыты льдом? Холодная вода способна содержать многократно больше кислорода, чем теплая. А потребность рыбы в кислороде летом, когда она активно кормится и двигается, напротив, растет.

На мой взгляд, в ответе принципиально важно вот что. Как видно, состояние Уборти и других проблемных рек (уровень воды, ее биохимический состав...) мониторится непрерывно. В лабораториях аналитического контроля даром хлеб не едят, описанная проблема — не новость для Минприроды. Как и периодический мор рыбы в реках других регионов: Ствига, Скрипица, Припять (Житковичский район), Ясельда, Вислица, Стырь (Пинский), Льва (Столинский), Гривда, Щара (Ивацевичский)...

Минприроды регулярно направляет на места прогнозные рекомендации и называет желательные меры по нейтрализации последствий паводков. Как научные (например, известкование вод), так и «социальные»: интенсивное любительское рыболовство на проблемных водоемах. Чтобы, очевидно, рыба не пропадала даром.

Говорю без иронии — напротив. Основательность ответа вызывает уважение. Как и честное признание: в механизме заморных явлений понятно не все. Их связь с водосбросом на украинских водохранилищах не очевидна. Заморы бывают и при малой воде. С другой стороны, они не всегда случаются при паводках...

Тем не менее не могу принять упрек нашего читателя Анатолия Полына, мнение и рекомендации которого приводились в статье «Уборть — жертва мелиорации?» Теперь он пишет так: «К сожалению, автор не наладил конструктивной связи с читателями, приславшими свои письма в газету... Проблема Уборти и прилегающих к ней территорий настолько серьезна, что ставить точку над «i» рано».

Описанная проблема, увы, — не единственное природное явление, которое мы не можем до конца объяснить. С одной стороны, рекомендации некоторых читателей грешат наивной простотой. С другой – позиция Минприроды как раз и доказывает: специалисты и ученые ответы ищут, точку не ставят. Не ставим и мы. Поэтому к Анатолию Полыну есть специальная просьба: как только летом 2008–го наметятся признаки очередного замора, тут же сообщить редакции. Чтобы показать проблему наглядно и продолжить поиск ответов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter