
Детей нужно знакомить с разными вещами и направлениями. Это необходимо для их общего развития. К тому же помогает ребенку понять, к чему у него способности и чем он хотел бы заниматься в будущем, убеждена Ирина Еромкина:
— Конечно, не каждый станет играть классическую музыку или танцевать в балете. Для этого нужны не только желания, но и способности. Но я больше чем уверена, что знакомство с классическим искусством не пройдет бесследно. Классика — та почва, на которой рождается все остальное. Она как азбука, которую мы обязаны знать. Все дети изучают буквы, хотя и читают потом разную литературу. Так и с классикой. Я за то, чтобы знакомить детей с любыми классическими направлениями. У них большой запас памяти — то, что видят и слышат, запоминают моментально. У детей в памяти пока много пустых ячеек. И когда они слушают классическую музыку, эти ячейки заполняются чем-то хорошим и красивым.
— Но я так понимаю, что даже с “хорошим и красивым” важно не переборщить?
У средней дочки Ксюши к балету большая любовь. Услышав отрывок, с легкостью скажет, из какой он постановки. Вижу, что ей это очень нравится. Но в то же время она слушает и попмузыку — Светлану Лабоду, Веру Брежневу... Я не могу ей сказать — слушай больше того и меньше этого. Подрастет, поймет сама, к чему у нее больше лежит душа.
— С каких произведений лучше начинать знакомство детей с классикой?
— Точно не с Вивальди и Моцарта. Это сложная музыка. Чтобы ее понять, нужна определенная подготовка. А начинать надо с элементарных произведений. Например, в своем детстве я слушала Чайковского, у которого все просто. Взять его музыку из балета “Щелкунчик”, где много танцевальных композиций. Мне кажется, лучшая музыка для неподготовленного слушателя как раз та, под которую хочется танцевать. Можно послушать отрывки из “Спартака” Хачатуряна, “Кармен” Бизе, “Маленького принца” Глебова.
— С какого возраста можно приучать ребенка к классическому искусству?
— И нет ничего страшного, если ребенок высидит один акт?
— Недавно артисты балета вернулись из Мексики — почти два месяца провели там на гастролях. Знаете, что нас очень удивило в мексиканских зрителях? В залах полно детей, в том числе грудных. Мамы спокойно сидели в первых рядах, а у них на груди тихонько спали дети. Наши родители десять раз подумают — как ребенок будет себя вести в театре, как он высидит столько времени на одном месте? Там так не переживают. Берут и ведут. И у детей уже с малых лет идет знакомство с театром. Это очень здорово.
— Есть интерактивная программа “Большой театр — детям”. В чем ее уникальность, на ваш взгляд?
— В Большой приезжают группы детей со всех уголков страны. Ребятам показывают, чем живет и дышит театр. У детей есть возможность увидеть театральное закулисье, примерить костюмы из спектаклей, побывать на репетиции, посетить огромный живописный цех. Это делается для того, чтобы заразить детей “вирусом” прекрасного, а также показать, какие возможности открывает им этот мир. Замечательно, если кто-то, вдохновившись Большим театром, захочет непременно работать здесь. У ребенка уже с детства будет цель. К тому же такие программы здорово отвлекают детей от гаджетов и мусора, которым завален интернет.
mila@sb.by
Фото Михаила НЕСТЕРОВА.