Самая известная белорусская мама на пуантах Ирина Еромкина о том, как приучить ребенка к классическому искусству

Дайте детям выбор

У современных детей предостаточно развлечений: мобильные приложения, компьютерные игры, всевозможные кружки... Не секрет, что классическое искусство не входит в топ самых популярных увлечений в ХХI веке. Но Ирина Еромкина уверена, что родители обязаны познакомить с ним своих детей. Она — счастливая мама 18-летнего Максима, 7-летней Ксюши и 3-летней малышки Кати.


Детей нужно знакомить с разными вещами и направлениями. Это необходимо для их общего развития. К тому же помогает ребенку понять, к чему у него способности и чем он хотел бы заниматься в будущем, убеждена Ирина Еромкина:

— Конечно, не каждый станет играть классическую музыку или танцевать в балете. Для этого нужны не только желания, но и способности. Но я больше чем уверена, что знакомство с классическим искусством не пройдет бесследно. Классика — та почва, на которой рождается все остальное. Она как азбука, которую мы обязаны знать. Все дети изучают буквы, хотя и читают потом разную литературу. Так и с классикой. Я за то, чтобы знакомить детей с любыми классическими направлениями. У них большой запас памяти — то, что видят и слышат, запоминают моментально. У детей в памяти пока много пустых ячеек. И когда они слушают классическую музыку, эти ячейки заполняются чем-то хорошим и красивым.

— Но я так понимаю, что даже с “хорошим и красивым” важно не переборщить?

— Детей нельзя заставлять что-то делать. Как только на них начинают наседать, навязывать им что-то, сразу происходит отторжение. Задача родителей — дать ребенку максимальное количество знаний, из которых он потом выбирает нужные ему. Я всех своих детей водила на балет. Старший в свое время очень много времени проводил в театре. Но это оказалось не его. Он нашел себя в другом направлении. Ему нравятся техника, машины, двигатели... Сейчас учится на инженера-механика и подрабатывает на полставки в театре рабочим сцены. Имеет дело с механизмами, декорациями, но в то же время, видя спектакли, продолжает дальше знакомиться с искусством. И мне приятно, что в его плей-листе, помимо музыки, которую я не понимаю совсем, есть, скажем, темы из сценической контаты Карла Орфа “Кармина Бурана”.

У средней дочки Ксюши к балету большая любовь. Услышав отрывок, с легкостью скажет, из какой он постановки. Вижу, что ей это очень нравится. Но в то же время она слушает и попмузыку — Светлану Лабоду, Веру Брежневу... Я не могу ей сказать — слушай больше того и меньше этого. Подрастет, поймет сама, к чему у нее больше лежит душа.

— С каких произведений лучше начинать знакомство детей с классикой?

— Точно не с Вивальди и Моцарта. Это сложная музыка. Чтобы ее понять, нужна определенная подготовка. А начинать надо с элементарных произведений. Например, в своем детстве я слушала Чайковского, у которого все просто. Взять его музыку из балета “Щелкунчик”, где много танцевальных композиций. Мне кажется, лучшая музыка для неподготовленного слушателя как раз та, под которую хочется танцевать. Можно послушать отрывки из “Спартака” Хачатуряна, “Кармен” Бизе, “Маленького принца” Глебова.

— С какого возраста можно приучать ребенка к классическому искусству?

— Нет однозначного ответа. В любом случае родители должны прислушиваться к своему ребенку. Все дети разные, и восприятие у всех тоже разное. Младшей Кате в марте исполнилось три года. Осенью сходили с ней на детский балет “Три поросенка”. Но, как оказалось, она еще не была готова к театру. Дала ей немного повзрослеть. Вот недавно сводила ее на “Анюту” Гаврилина. Малышка с удовольствием посмотрела целый акт. Балет смотрится как кино. Зритель не устает, потому что одно действие сменяется другим. Советую знакомство с балетом начинать как раз с этой постановки. Она легка для восприятия даже дошкольника. Позже можно попробовать “Спящую Красавицу”, “Золушку”, красочный “Корсар”.

— И нет ничего страшного, если ребенок высидит один акт?

— Недавно артисты балета вернулись из Мексики — почти два месяца провели там на гастролях. Знаете, что нас очень удивило в мексиканских зрителях? В залах полно детей, в том числе грудных. Мамы спокойно сидели в первых рядах, а у них на груди тихонько спали дети. Наши родители десять раз подумают — как ребенок будет себя вести в театре, как он высидит столько времени на одном месте? Там так не переживают. Берут и ведут. И у детей уже с малых лет идет знакомство с театром. Это очень здорово.

— Есть интерактивная программа “Большой театр — детям”. В чем ее уникальность, на ваш взгляд?

— В Большой приезжают группы детей со всех уголков страны. Ребятам показывают, чем живет и дышит театр. У детей есть возможность увидеть театральное закулисье, примерить костюмы из спектаклей, побывать на репетиции, посетить огромный живописный цех. Это делается для того, чтобы заразить детей “вирусом” прекрасного, а также показать, какие возможности открывает им этот мир. Замечательно, если кто-то, вдохновившись Большим театром, захочет непременно работать здесь. У ребенка уже с детства будет цель. К тому же такие программы здорово отвлекают детей от гаджетов и мусора, которым завален интернет.

mila@sb.by

Фото Михаила НЕСТЕРОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter