Как приступить к учебе после полугодового сидения на дому

Дайте детям «проголодаться»

Из‑за пандемии привычный школьный уклад кардинально изменился: в России в последние месяцы учебного года дети учились онлайн. Да и сейчас нет уверенности, что удаленное обучение снова не будет введено. В Беларуси хоть и не было длительного повсеместного периода дистанционки, но немало родителей приняли тогда решение обучать детей дома. И вот прозвенел школьный звонок... Как грамотно родителям и детям «встать в строй»? С чем придется примириться, а от чего надолго отказаться? Об этом — Анна Привезенцева, руководитель психологического центра поддержки подростков и их родителей «Точка».

После полугодового отсутствия в школе порой приходится заново знакомиться со своими одноклассниками.
КРИСТИНА БРАЖНИКОВА / ТАСС

— После летних каникул всегда непросто «вставать в строй», а тут еще пандемия... Начало года оказалось более стрессовой ситуацией, чем обычно?

— Ощущалась некоторая дезориентация и тревожность. К тому же до последнего не было точной информации, как будет проходить обучение. Состоится ли линейка, надо ли носить маски, как распределят детей по классам, как организуют походы в столовую... Под вопросом даже необходимость покупки школьной формы и нового портфеля. Ситуация необычная. Но можно вспомнить, что куда более неопределенной она была в прошлом году, однако постепенно все сориентировались, разобрались со «Скайпом» и «Зумом». 

— Кто больше тревожится, дети или все‑таки родители?

— Родительское беспокойство всегда передается детям. Поэтому взрослым нужно стабилизировать самих себя и не транслировать тревогу детям. Искать какие‑то компромиссные варианты. Например, вы не уверены, что надолго сохранится очное обучение? Не покупайте полный комплект всего, что может понадобиться за год, купите что‑то по минимуму. 

— Многим младшим школьникам предстоит заново привыкать к школьной жизни. Особенно тревожно за первоклассников...

— Здесь очень важен режим дня. Это касается ребят всех возрастов. Младшие школьники должны спать 9–10 часов, подростки — 8–9 часов. Должно быть определенное время для еды, домашних заданий. Первоклассника лучше не нагружать кружками. Помогите младшим снова на­учиться собирать портфель — не нужно делать это за них, но надо присутствовать при сборе. 

— А как вновь «призвать в строй» более старших, которые особенно расслабились в этом году?

— В старших классах ответственность за обучение лежит не на родителе, а на ребенке, так что мы не должны брать на себя полный контроль. К тому же дисциплинировать старших помогает и школа, учителя с их требованиями. Если ребенок «забыл» сделать проект, поставят два ему, не родителю. 

— А к какому возрасту в норме уже не требуется родительский контроль?

— В советское время родители с первого класса переставали заниматься с ребенком, учеба была ответственностью ребенка и учителя. Сейчас принято, что в начальной школе родители контролируют ситуацию, а в средней, с 4–5‑го класса, ответственность переходит к ребенку.

— В старших классах, когда школьники начинают «разбредаться» по лицеям, училищам и колледжам, перед подростками болезненно встает проблема «новенького в классе»... 

— У меня есть наблюдение: далеко не всем детям переходы из класса в класс, из школы в школу на пользу. Есть ребята, у которых сложности с адаптацией. Их не имеет смысла дергать с места. Если ребенок нелегко адаптировался к своему классу, это заняло время, затрачены силы и нервы, его лучше оставить в покое и добавить знания с помощью курсов, репетиторов. В состоянии затяжного стресса ему будет не до знаний. 

— Но иногда переход в другую школу или в другой класс необходим. Как родители могут поддержать подростка?

— Неплохая возможность потренировать навыки вхождения в новый коллектив — поездки в лагеря, посещение новых кружков, секций. Например, приехав в лагерь, ребенок со всеми познакомился, пережил стресс, справился с ним. По возвращении домой чувствует себя более устойчиво. И, попадая в новый коллектив во второй раз, он уже понимает, как ему быть. Частота этих попыток увеличивает опыт — при условии, что опыт позитивный. Если же результат негативный, то помочь ребенку могут социально‑психологические занятия, на которых подростки в группе с психологом осваивают навыки адаптации. 

Попадание в новый коллектив — это стресс даже для тех детей, кто хорошо адаптируется. Думаю, что до пятого класса переводить рановато. Сейчас в седьмом классе формируются профильные классы в школах, также ребята переходят в другие, профильные учебные заведения. Когда весь коллектив сформирован заново и все дети находятся в положении новичков, проблем меньше.

— Наверное, дистанционка теперь будет так или иначе присутствовать в нашем образовании. Как подготовить к этому ребенка? 

— Для дистанционного обучения в несколько большей степени, чем для очного, важно, чтобы с младшего подросткового возраста ребенок сам нес ответственность за свою учебу. Родитель может помочь, но ни в коем случае не контролировать процесс полностью. У ученика должно появиться понимание, что результат зависит от него самого. Если вы раз за разом «страхуете», вмешиваетесь, потому что боитесь, что сам не справится, он не сможет выработать ответственного отношения к учебе. 

— Но, если видишь, что твой ребенок не силен в предмете, по которому сдавать обязательный экзамен, неужели пустить все на самотек? 

— Надо понять, насколько эмоциональные и материальные вложения, которые вы делаете, оправданны. Когда результат совсем несопоставим с вложениями, а в ответ на все ваши старания — действительно ноль знаний, да еще и ухудшение отношений, то продолжать не стоит. Обсудите с подростком, на что лучше потратить ресурсы. Например, он предпочел бы не репетитора по русскому или английскому, а рисование. Главное же, чтобы ребенок был счастлив, развивался, а родитель чувствовал, что он молодец и что‑то делает для своего ребенка.

Сейчас дети, растущие в семьях среднего и выше среднего класса, «перекормлены» в плане возможностей образования. Родители предоставляют им огромный выбор. Здесь очень подходит метафора с едой. Если ребенок не голоден, но мы продолжаем кормить, он обязательно начнет отказываться, еда перестанет иметь для него ценность. Условно говоря, нужно «проголодаться» и захотеть какой‑то пищи вообще. А современные дети этого голода не испытывают, им слишком много всего торопятся дать родители. Подросткам нужно дать простор, чтобы у них возник импульс, потребность, особенно в образовании. 

— В российских школах не было линейки 1 сентября. Из‑за пандемии в мае — июне не состоялось традиционных последних звонков и выпускных. Насколько это болезненно для детей? 

— Осталась некая незавершенность. Торжественные мероприятия, линейка, выпускной — все это дает эффект финального аккорда, чувство, что важный рубеж остался позади. А у многих этого не произошло. Потому имеет смысл — пусть и несколько искусственно — но все‑таки поставить некую символическую точку. Например, поздравить преподавателей, может быть, написать совместное письмо. Хорошо, когда есть традиции, — они помогают людям переживать важные события.

Екатерина ПРЯХИНА.

pryakhina@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter