К чему приведут польские требования репараций от Германии

Дайте денег!

Польский «гонор» нередко становился причиной многих бед этого государства. Поляки часто плачут об утраченной «наияснейшей Речи Посполитой», обвиняя в ее падении, исчезновении и разделе исключительно внешних игроков — Пруссию, Австрию, Россию (последнюю — в особенности). Однако при этом почему‑то забывают, что причинами ослабления этого государства были множественные нерешенные внутренние проблемы, связанные с излишне высоким самомнением польской шляхты: тут вам и право liberum veto, позволявшее всего лишь одному гордому, но глупому депутату блокировать решения всего сейма. И маниакальное нежелание католического большинства признавать права протестантов и православных (речь, кстати, о таких же шляхтичах, но лишь другой веры, из‑за чего им отказывали в политических правах, а те в ответ создавали мятежные конфедерации). О шляхетском презрении к простому народу — «быдлу» — и говорить не приходится.

1 сентября глава правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский потребовал репараций от Германии.

Опасная жадность

Вот и сейчас польский «гонор» угрожает развалить и так на ладан дышащее европейское единство. Причиной тому могут стать претензии, высказанные 1 сентября главой правящей партии «Право и справедливость» (PiS) Ярославом Качиньским в отношении Германии. Используя очередную годовщину начала Второй мировой войны, «серый кардинал» польской политики в очередной раз предъявил своему западному соседу счет за события восьмидесятилетней давности и потребовал репараций, сумму которых оценил ни много ни мало аж в 1,3 триллиона евро! 
Попытки истребовать от Германии ущерб «по гамбургскому счету» польское правительство предпринимает не впервые. Причем с каждым новым заявлением цифры растут. Складывается ощущение, что польские «бухгалтеры от политики» поставили официальный Берлин на счетчик и постоянно увеличивают пеню. 
Так, еще в 2017 году комиссия сейма скромно оценивала нанесенный стране ущерб всего лишь в 48,8 миллиарда долларов. Однако уже через год, в марте 2018‑го, волшебным образом цифры польских претензий к немцам выросли до 850 миллиардов, а чуть менее чем через месяц вновь снизились — до 543. В 2022‑м — очередное повышение, причем чуть ли не троекратное. Безусловно, такие метания говорят лишь об одном: требуемые от Германии платежи не являются отражением реальных потерь, понесенных Польшей в годы немецкой оккупации, а призваны служить решению неких сиюминутных политических целей. Тем более что с юридической точки зрения вопрос закрыт — и закрыт давно.

Кому и сколько: как делили немецкие репарации

Сама проблема германских репараций — то есть компенсаций за нанесенный развязанной Гитлером мировой войной ущерб — серьезно была поднята еще в феврале 1945 г. на Ялтинской (Крымской) конференции. Тогда СССР предложил установить планку на уровне 20 миллиардов долларов и половину из них потребовал себе, что было весьма логичным, учитывая величину материальных и демографических потерь. Стоит напомнить, что только прямой материальный ущерб СССР от нацистского вторжения оценивался (в ценах того времени) в 128 миллиардов долларов, а с учетом косвенного — 485! В годы войны и оккупации на территории Советского Союза было уничтожено 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, сотни тысяч предприятий. А как оценить гибель 27 миллионов человек?

Однако позже, на состоявшейся по окончании войны Потсдамской конференции, было решено взимать репарации с побежденной Германии исключительно в материальной, а не денежной форме: путем вывоза оборудования, запасов сырья и товаров, конфискации зарубежных немецких активов и инвестиций и т.п. Партнеры Советского Союза, англичане и американцы, присвоили себе золотой запас Германии (277 тонн золота), значительную часть ее торгового и речного флота, а также патенты на различные научные и технические изобретения немецких ученых, техническую документацию. Советские власти занимались в основном вывозом материально‑технических и сырьевых ценностей. Точная сумма репараций установлена так и не была. По подсчетам историков, только США и Великобритания получили с оккупированных ими территорий Германии (так называемой Бизонии) более 10 миллиардов долларов в старых ценах. СССР же из своей зоны оккупации (где позже будет образована ГДР) смог извлечь не менее 16 миллиардов долларов. Сумма, конечно, большая, но на порядок меньше нанесенного ущерба.
Кстати, из советской доли репараций около 7,5 процента получила Польша. Это было предусмотрено Потсдамскими соглашениями. Но, помимо материальных ценностей, социалистическая Польша еще и приросла территориально. 
Ей были переданы немецкие земли восточнее линии рек Одер и Нейсе, ныне именуемые официальной Варшавой как «Возвращенные земли» (или более бесхитростно — «Немецкая Польша»). И составляют они около четверти современного польского государства! Разумеется, вся инфраструктура, весь промышленный потенциал и природные богатства этих регионов достались Польше как бы сверх репараций.

Так закрыт ли вопрос?

В 1953 году СССР и ГДР подпи­сали соглашение, которое также было согласовано с властями Польской Народной Республики, где говорилось об отказе от дальнейших репараций. Именно на это соглашение и ссылается ныне как германский МИД, так и глава немецкого государства (ранее Меркель, а ныне Шольц), подчеркивая, что польская сторона неоднократно подтверждала ранее этот отказ. 

Однако нынешняя политическая элита Польши, выполняя негласный заказ своего заокеанского сюзерена, а заодно и решая собственные шкурные интересы, при каждом удобном и не­удобном случае совершает шаги, направленные на дестабилизацию Евросоюза.

Однако здесь польский политический класс вступает на настоящее минное поле.  
Непризнание договора 1953 года под предлогом, что якобы тогда польское правительство не было суверенным и находилось под влиянием Москвы, грозит встречными претензиями Германии на возвращение той самой «Немецкой Польши», а от граждан ФРГ можно ожидать потока исковых заявлений на реституцию утраченной собственности.
Да и в целом такое поведение может привести к деконструкции всей системы итогов Второй мировой войны. А при таком раскладе и третья мировая не за горами. Так что Польша своим безответственным поведением вполне может нарушить и без того хрупкое равновесие международной политики. И сама же потом горько об этом пожалеет.

Алексей Беляев, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter