Почему в битвах за финансы часто побеждают посредники?

Дай миллион!

Нам все время пытаются что-то продать. Ежедневно мы сталкиваемся с рекламой 300 — 400 раз. Однажды нервная система не выдерживает и возникают мысли: «Денег, конечно, не хватает, но так хочется новый телефон! Или машину! Или поехать на море…» И параллельно появляется заманчивое предложение: «Вам нужен кредит? Оформление за сутки, выгодные проценты…» Искушение настолько велико, что бороться с ним нет сил.



ДАНО. Минчанка Светлана Н., трепетно мечтающая о добротном автомобиле. Денег в кошельке хватало лишь на двадцатилетние «Жигули», но разве для целеустремленной личности это может быть преградой? Тем более когда на глаза то и дело попадается реклама выгодных кредитов? В августе прошлого года она решилась и, погрузившись в интернет, растерялась от множества предложений. Все были похожи: «Вам срочно понадобились деньги? Кредит на любые нужды! Процентная ставка от 9,9%». Выбор был случайным. Уже на следующий день Светлана вошла в офис, где ее встретили как родную. Денег, правда, не дали, но подробно рассказали, какой именно банк и под какие проценты, возможно, даст ей кредит. На бумаги, которые предложили подписать, она не сильно обратила внимание. Разум затмил такой долгожданный и уже вполне осязаемый автомобиль, поэтому расписалась, где просили. Кроме непонятного акта о выполненных работах на сумму 5.000 рублей! На следующий день кредит был получен и автомобиль приобретен. Через неделю почтальон принес недобрую весть: брокеры требовали заплатить 5.000 рублей за консультацию! Только тогда Светлана осознала, что попала в руки не банкиров, а брокеров.

АНАЛИЗ. Не так давно общественность была взбудоражена историями с безумными тарифами на такси. Отдельные бизнесмены извоза брали цены с потолка, причем вполне официально, и затем при расчете вводили пассажиров в ступор. Как ни удивительно, но в нашем случае таксисты выглядят более пристойно, нежели брокеры. По крайней мере, пассажир точно знает, что он садится в такси. Брокеры Светланы сделали все, чтобы она не понимала, куда пришла и за что придется платить. Официальные сайты брокерских компаний процентов на 90 позиционируют себя не как брокерские, а как кредитные организации. Так кто же такие брокеры? По сути, это обычные посредники между заемщиком и банком. Они не отвечают ни за что. Дадут вам кредит — хорошо, не дадут — не важно. Они берут деньги за то, что консультируют и помогают оформить документы. Сумма вознаграждения зависит от степени жадности. Это может быть 1 процент или, как в нашем случае, 30. Можно ли говорить о том, что услуга брокеров — это обычный развод на деньги? Заместитель председателя ОО «Правозащита» Юрий Перевозков считает, что не все так однозначно: «Специалистами брокерской организации была проведена определенная работа. Они изучили документы клиента, сделали от его имени запрос в Национальный банк с целью изучения кредитной истории. Клиенту дали ряд советов, какой банк может дать кредит, а какой — нет, под какие проценты и гарантии. Можно говорить, что брокеры экономят время клиентам. Последние могли самостоятельно ездить по банковским учреждениям и совершенно бесплатно все узнать. Брокеры выполнили за них эту работу. На мой взгляд, здесь есть другой момент. Были ли клиенты введены в заблуждение некорректной рекламой? Ведь Светлана была уверена, что пришла в кредитную организацию, а не брокерскую».

РЕКЛАМНАЯ КЛЯУЗА. В том, есть ли нарушения в рекламной информации, размещенной на сайте брокерской организации, в которую обратилась Светлана, мы попросили разобраться начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инну Гаврильчик: «После анализа сайта можно говорить о нарушении Закона «О рекламе». Да, на странице есть упоминание о том, что кредиты выдают банки и что компания может подобрать любой кредит. Но эта информация размещена значительно дальше от ключевой «ОФОРМИТЬ КРЕДИТ У НАС». Кроме того, есть нарушение и в том, что уточняющая информация должна быть выполнена шрифтом в половину самого большого шрифта в рекламе. Итак, эта реклама может вводить потребителя в заблуждение. Закон «О рекламе», в частности п. 2 ст. 31, говорит, что лица, чьи права и интересы были нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд с иском. Но порядок такой: прежде надо обратиться с заявлением в местные органы власти или в МАРТ.

Если проверка признает рекламу неэтич­ной и будет вынесено предписание, то гражданин может обратиться в суд и далее выносить свои требования. Чтобы не попадать в подобные ситуации, я бы настоятельно рекомендовала знать следующее: организации, массово выдающие деньги в долг, являются микрофинансовыми организациями. Прежде чем брать у них деньги, определите, законно они работают или нет. Достаточно зайти на сайт Национального банка и изучить реестр микрофинансовых организаций. Если интересующей вас организации там нет, то она, скорее всего, незаконно массово предлагает деньги в долг. Или, как в упомянутом случае, вроде бы законно работают, но пользуются уловками, чтобы потребитель подумал, что подписывает обычный кредитный договор с банком. Также рекомендую посмотреть на сайте наименование организации и учетный номер плательщика. Опыт рассмотрения обращений потребителей свидетельствует: если этой информации нет, то зачастую организация не хочет, чтобы в дальнейшем потребитель мог к ней обратиться с претензией».

ИТОГО. При поддержке грамотного юриста Светлане удалось спустя 9 месяцев добиться мирового соглашения с брокерской организацией. Спасло ее лишь то, что в августе 2018 года она не подписала акт о выполненных работах. Плюс опыт и профессионализм юристов. Взвесив за и против, посредник принял решение простить долг клиентке, но с условием, что она заплатит судебную госпошлину. На том и сошлись. Что у Светланы в активе? Несколько месяцев судебной мороки, автомобиль, который уже б/у и не так радует, и 5 лет выплат по кредитному договору. Об этом ли она мечтала в августе 2018? Сегодня она сожалеет о зай­ме, который сделала год назад.

Почему же люди берут кредиты, хотя прекрасно могут обойтись и без них? Какие внутренние враги заставляют это делать? Первый — это человеческая жадность. Мы хотим больше, чем можем себе позволить. Как понять, сколько мы можем позволить? Откройте кошелек и посмотрите, сколько там… Если вы хотите потратить больше, чем есть в наличии, — это жадность. Второй враг — иллюзии. Каждому хочется почувствовать себя успешным и богатым. И это так просто: руку протяни к кредиту, и ты крут! Ты обладатель престижного смартфона, часов, автомобиля, мебели, одежды… И это не потом, а здесь и сейчас! Именно на таких людях с детским инфантильным мышлением банки и зарабатывают триллионы. Попробуйте дать ребенку кредитную карту, подробно объяснить ее действие, способы погашения займа, сроки, штрафные санкции… а потом сказать: «Иди, покупай, что хочешь, но помни: придется платить потом». Ребенок ураганом пронесется по магазину, сметая в корзину нужное и ненужное… Пресловутое «потом» его не волнует. Взрослые скажут: но это ведь дети, мы же точно отдадим! Думать так — иллюзия. Если бы вы могли отдать, вы бы это уже имели. И еще. А позволят ли обстоятельства отдать? И как быть с такими возможными препятствиями, как болезни, потеря работы, инфляция и т.п?

Рекомендации МАРТ

Прежде чем брать у финансовых организаций деньги, определите, законно они работают или нет. Достаточно зайти на сайт Национального банка и изучить реестр микро­финансовых организаций. Если интересующей вас организации там нет, то она, скорее всего, незаконно массово предлагает деньги в долг.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter