Дай, Джим, на счастье лапу мне...

О законе по защите животных

4 октября — Всемирный день защиты животных. В преддверии его не хочется истертыми фразами призывать всех любить «братьев наших меньших». Наивно верить, что все бездомные собаки завтра же обретут хозяев. Поэтому хочу поговорить серьезно и по делу. С каким багажом юридических и технических средств по защите четвероногих и пернатых мы подошли к очередному дню? Пока у нас есть только административная ответственность за «жестокое обращение с животными» и уголовная за повторное издевательство. Плюс враждующие меж собой общественные объединения зоозащитников. Причем некоторые общественные деятели порой так яростно оберегают права зверей, что готовы поступиться правами человеческими. Стоит ли на таком фоне заводить дискуссии на тему, нужен ли нам закон о защите животных?


Примерно с полгода назад мне регулярно звонил один волонтер и настоятельно приглашал на суды по делу ОЗЖ «Ратаванне», деятельность которого приостановлена. Мол, сходите послушайте, куда на самом деле пошли пожертвования граждан, предназначавшиеся для помощи животным. Я, признаться честно, ни разу не воодушевилась его призывами. Зачем? Мне эти склоки неинтересны. А котам–собакам от них какая польза? Никакой.


Куда любопытнее записи пользователей Живого журнала, которые через Интернет ищут найденным или подкинутым животным новых хозяев. В популярном сетевом сообществе otdam_darom_by ни дня не проходит без информации о благотворительной раздаче новорожденных щенков и котят. Даже те, кто не пылает особой любовью к домашним питомцам, терпеливо дублируют такие сообщения в своих журналах. Не брезгуют такой социальной рекламой в сети и знаменитые столичные фотографы, художники, журналисты и писатели... В их числе Ника Сандрос, Евгений Грабкин, Ольга Тарасевич и другие. С вопросом о том, нужен ли нам закон о защите животных, я обратилась и к ним. Ответ «нужен» поддержали как бывалые собаководы, так и те, кто не держал в доме животного крупнее хомячка. Причем моих респондентов волновал даже не столько юридический аспект этой проблемы, сколько исполнительный. Вот ведь какой любопытный нюанс...


— У нас должна быть такая же милиция по защите прав животных, какую показывают в одной из программ канала Animal Planet! — уверенно заявила моя подруга, хозяйка четырех великолепных попугаев. — Чтобы человеку, у которого за стенкой сутками воет пес, было куда обратиться.


Рейтинг передаче «Отдел по защите животных» на популярном канале Animal Planet делают душещипательные истории о спасении недокормленных, избитых, беспризорных зверюшек. Любого за душу возьмет! Наша же социальная реклама, увы, ничего, кроме недоумения, пока не вызывает. Защитником природы и обитателей лесов и полей в ней почему–то выступает... охотник с ружьем в руках. Может, стоит начать все же с адекватных роликов, а потом уже запускать законопроекты? Ведь дети, например, правовых актов не читают, зато как губка впитывают то, что видят на экране. Если же к родительскому воспитанию любви и сострадания к живым существам добавить правильный пиар, ситуация может измениться в корне.


Кстати, создание отдела милиции по защите животных заложено в один из проектов закона, который находится в Постоянной комиссии Палаты представителей по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию. Вот только правоохранители пока не воодушевлены подобным проектом. C людьми проблем хватает... Где еще на животных находить время и силы? Один мой приятель эту же мысль сформулировал куда жестче:


— Пока мой ребенок будет находиться в очереди в детский сад, пока в моем районе не будет хотя бы одной детской поликлиники, я не буду думать о «братьях наших меньших». Вот как только эти проблемы будут решены, тогда и порассуждаем о законе для животных.


Подождем?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter