Давно вы были в трансе?

Среди редакционных писем наткнулась я прямо-таки на крик души 49-летнего минчанина: "Помогите, у вас ведь есть служба психологов!" Психологов в редакции отродясь не было, а по письму было видно, что помощь человеку нужна.
Среди редакционных писем наткнулась я прямо-таки на крик души 49-летнего минчанина: "Помогите, у вас ведь есть служба психологов!" Психологов в редакции отродясь не было, а по письму было видно, что помощь человеку нужна. Я стала наводить справки, к кому бы за консультацией обратиться. Мне посоветовали: "Есть хороший специалист, психотерапевт". Этим специалистом оказалась... моя бывшая соседка Людмила Водчиц, с которой мы к тому же учились в одной школе. Теперь Людмила работает в поликлинике военного госпиталя, я не видела ее много лет.

Она спросила: "Посидишь сначала на сеансе? Будешь, по крайней мере, знать, как все происходит". Усадила среди пациентов, дала подушку и сказала закрыть глаза. Поставила кассету с классикой, стала говорить. Я пыталась запомнить сказанное, чтобы выловить ключевые слова и потом использовать свои находки в материале. Когда пациенты разошлись, мы приступили к делу. Я полезла в сумку, достала письмо.

- Какие ощущения от сеанса? - спросила Людмила.

- Я все время пыталась понять, как действуют твои слова. А что должно было произойти?

- Ты должна была войти в транс, вот что. Не надо было анализировать. Суть лечения в том, что специалист вводит человека в транс - состояние полувосприятия окружающего мира. Доктор помогает взглянуть на проблему под другим углом, и это остается в глубине сознания - на подкорке. Вообще, некоторые болезни психосоматического характера нужно лечить с помощью психотерапевта.

- А семейную боль?

Я показала письмо, ради которого пришла: "Обращаюсь от полной безысходности и желания хоть что-нибудь спасти. Не знаю, когда начались проблемы в нашей семье, наверное, с самого начала. А со стороны казалось (да и теперь, думаю, многим кажется), что семьи лучше нашей нет. Хочется обвинить других, но в душе признаешь: есть и собственные просчеты". Это написал глава семейства, отец двоих детей, обеспокоенный ссорами с женой. Спорят они по поводу домашних мелочей (кому наводить в квартире порядок, например), устраивают разборки из-за поведения сына. Доктор пробежала глазами три из пяти страниц и отложила в сторону.

- Чего ж он не по адресу-то обращается - в газету? Я заочно не могу дать совет. Часто люди говорят о себе и о других то, чего на самом деле в помине нет. Тут нужен семейный психолог, который поговорит со всеми членами семьи.

- А если они не хотят?

- Пойми: чтобы решить проблему, надо поменять отношение к ней. Без нашей помощи это почти невозможно. С другой стороны, и за тебя никто этого делать не станет. Но если человек жалуется на жизнь, а к психотерапевту не идет, считай, ему безразлично. Он просто не готов - вот и все. Я вообще удивляюсь: в каждой районной поликлинике есть психотерапевт, а люди пишут в газеты. Вы должны один раз сказать: ребята, все проблемы личностного, семейного плана, все состояния невротического происхождения, психосоматического характера вплоть до гипертонии и ишемической болезни очень эффективно помогает решать психотерапевт.

- Но наш человек не привык обращаться к психотерапевту. Как думаешь, почему?

- Люди просто боятся, путая нашу специальность с психиатрией. А вдруг сразу диагноз поставим? Но наша работа касается жизненно важных проблем. Современный человек должен уметь решать свои домашние задачки сам. А чтобы научиться, нужна наша помощь. Мы ведь занимаемся неврозами.

- Но не каждый же, имеющий семейную проблему, страдает неврозом! Вот, например, муж приходит поздно, жена раздражена. Или отец все время всех одергивает: тише говорите, соседи услышат. Или женщина хочет развестись, но боится, что люди скажут.

- Так это и есть невроз! Не надо думать, что скажут люди. Это уже комплекс. А почему тебя вдруг должно интересовать, что скажут другие? Проявлений невроза очень много. Но это обратимое состояние.

- Получается, у каждого эти проявления можно найти. Кто-то психует из-за работы, кто-то - из-за детей, кто-то из-за внешности комплексует.

- Ну да! В общем, психотерапия сейчас намного нужнее, чем раньше. Люди порой доводят себя до суицида, но сами не могут понять, что у них не так! Вот живет мужчина - во всем удачный и внешне счастливый. Приходит сюда: "Плохо мне. Вчера вены думал резать". - "Как же так, - говорю, - вы же хотели красивой обеспеченной жизни, и она у вас есть". - "Оказывается, - говорит, - этого мало". Перенимая образ жизни западных бизнесменов, наши очень часто не могут жить по их правилам. Что поделать, у нас менталитет другой, что бы мы там ни говорили. Нас распирают эмоции.

- Но ведь отечественных методик, пригодных именно для нашего человека, нет.

- А каждый психотерапевт все равно в ту методику, которой пользуется, вносит массу своего. Вот я, например, пользуюсь методикой Рексона. "Чистый" Рексон основывается на диалоге. Но ведь я работаю в поликлинике и, сама понимаешь, диалога вести не могу: людей много, всех должна принять. Видишь, какие книжки лежат у меня на столе? - Людмила показала сборник Андрея Кнышева - известного юмориста, автора афоризмов и, кстати, популярной некогда телепередачи "Веселые ребята". - Никогда не знаешь, что может пригодиться. Я приспосабливаю "своего" Рексона к реалиям и вижу, что это дает результат. Даже если я говорю с несколькими людьми, находящимися в состоянии транса, и не имею ответной реакции, все равно подкорка выберет нужные слова и интонации. Ты даже не представляешь, до какой степени наша подкорка не используется! Мы сознание так загружаем, что подкорке, образно говоря, и не вздохнуть. Мы даже любить разучились, как ни банально это звучит. Любят-то не так, как десять - двадцать лет назад. Высчитываем все и просчитываем! Что уже говорить о том, как мы в семьях живем.

- Ты это говоришь на основании опыта?

- Ну конечно! Вот вчера ко мне пришел пациент. Пожилой. У него вот какая история: живет с женщиной намного моложе его. Говорит: мне был нужен человек, от которого я питался бы молодой энергией! Он убедил эту женщину в том, что ей не надо иметь детей, и она должна жить заботами о нем. Может, она его и любит, может, ей это и надо было... Но проблема возникла все равно, иначе бы этот человек ко мне не пришел.

- Что вообще волнует наших сограждан больше всего?

- Тут столько нюансов, многие даже не знают, что с ними происходит. Вот скажут: "Доктор, мне живется плохо" - а начнешь разговаривать, выясняется: денег мало зарабатывает, ну как может быть хорошо? Я могу сказать: "Так зарабатывай больше!" - а могу поменять отношение к жизни. Человек должен знать, что он хочет, что может и что ему нужно. Иногда так хочется сказать: "Да тебе надо расти духовно! Тогда и будет хорошо!" А ему нужно всего-то: прийти домой, выпить и чтобы никто не беспокоил. Бывает, мужчина говорит: буду разводиться. А на самом деле - не хочет. Сам не знает, чего хочет! Может, он просто не понят на сегодняшний день? Одну женщину муж бьет, но она утверждает, что это доказательство любви. Другой случай: муж все в дом несет, одевает, обувает, цветы дарит, но как только спорить начнут, он кричит: "Сука, я ж тебя люблю и все для тебя делаю!" Вот она сидит и думает: что ж это за любовь, если "сука"? ...Поменьше бы нам суеты и побольше бывать наедине с собой. В суете трудно понять, что главное.

- Во время сеанса ты говорила: "Все просто... Все гениальное просто!"

- А знаешь, когда все просто? Когда ты получаешь удовольствие от жизни. Когда тебя жизнь устраивает. И еще один момент. Я сама только недавно это поняла: важно интуитивное отношение к жизни - это то, что называется интуитивным предвидением ситуации. На уровне интуиции ты должен учиться предвидеть, чем обернется тот или иной твой ход.

- А поиски смысла жизни психотерапией не одобряются?

- Да зачем?.. Смысл в самой жизни, вот и все.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter