Введение депозитной системы сбора тары: за и против

Давний спор о богатстве, бедности и мусоре

«Гора уже из космоса видна», — так Президент обозначил проблему с обращением отходов на семинаре по ЖКХ, имея в виду переполненный полигон «Северный» под Минском. Но таких свалок только вокруг Минской кольцевой три. Мы зарастаем мусором, игнорируя совершенно доказанный факт: человечество не придумало ничего более эффективного, чем залоговая система сбора вторсырья, которая позволяет вернуть в оборот, а не отправить на свалки до 90% стеклянных и пластиковых бутылок, картона, жестебанок, металла и прочих полезных отходов. Депозитная система давно уже действует во многих странах Евросоюза. Отдельно заметим — не самых бедных! А мы все выбрасываем...  По некоторым заявлениям, у нас намереваются установить тароматы лишь к 2020 году. И что–то подсказывает: этот срок может оказаться нереальным, если в обществе будут настроения, подобные тому, которое на днях высказал гендиректор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис: «Депозитная система — это очень хорошо. Это сильное оружие, но очень дорогое».


По словам господина Микшиса, для страны, где доходы населения растут не так быстро, как хотелось бы, еще рановато запускать депозит на тару:

— Очевидно, что введение этой системы удорожает все напитки. Потому что введение дополнительных акцизов или налогов оплачивают потребители... Система должна быть максимально эффективна, компьютеризирована, автоматизированы процессы сортировки и переработки. Важно, чтобы тарифы были определены в интересах потребителей и предприятий. Я опасаюсь, что если кто–то возьмется за создание системы депозита, то сделает из этого бизнес, это будет плохо для всех нас. Считаю, что за нее должна взяться некоммерческая организация, например, гильдия пивоваров, ассоциация производителей безалкогольных напитков, союз розничных сетей — все те, кто не будет заинтересован зарабатывать на этом». Однако гендиректор «Лидского пива» сомневается, что все согласятся инвестировать в этот проект, поэтому «с ним лучше повременить.

Категорически не разделяет такую позицию сопредседатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов:

— Введение депозитной системы — это такой вопрос, который сложно перевести на деньги. Где будут жить наши дети? В горах мусора?! Стеклянная бутылка — материал, который вообще не разлагается. Потому стекло принципиально не должно попадать на свалки! Есть положительный опыт СССР, где бутылка оборачивалась более 8 раз, перед тем как превратиться в стеклобой. А мы покупаем одноразовую красивую, зачастую импортную бутылку. Ее грязную и непригодную для повторного применения потом собирают бомжи как стеклобой. Не более 10% используется повторно. В СССР пустую бутылку можно было сдать за 12 копеек, в разы дороже себестоимости. Это была залоговая цена, с внедрением ее сейчас напитки в стеклотаре подорожают только одномоментно, до тех пор, пока покупатель не сдаст тару и не вернет переплаченное. Не сдал — премируешь тех, кто ее из мусорки вытащит. В свое время торговля собирала бутылки за бонус 15%. И сейчас на первом этапе необязательны тароматы. Технически сбор стеклотары и пэт–бутылки возможен в большинстве магазинов. Скажу больше, у нас много лет существует постановление Совмина, которое обязывает во всех магазинах от 1.000 квадратных метров принимать бутылки. Но никто его не выполняет. Самым дешевым способом тару могут собрать производители напитков, ассоциации пивоваров, например. А пока производители напитков откупаются, перечисляя небольшие деньги госоператору вторичных ресурсов, половина из которых потом направляется на покупку контейнеров и мусоровозов или на латание дыр ЖКХ.

МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ

Анатолий Шагун, начальник управления ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»:

— Сегодня потребитель платит, например, за пивную бутылку 19 копеек плюс 8,5 копейки за организацию ее сбора. Итого: переплата за каждые пол–литра пива в бутылке — 27,5 копейки. А в приемном пункте вернут всего 5 копеек. Хотя должно быть наоборот, если мы хотим, чтобы бутылки не попадали на свалки. Три счетных центра на всю страну достаточно, чтобы возвращать каждому предприятию его стеклотару для повторного использования. Плюс тароматы. Все это может стоить не очень больших денег, если правильно привлечь инвестиции. В Литве, к примеру, инвестор получает процент с каждой собранной бутылки и заинтересован, чтобы таромат работал 24 часа 365 дней в год. А что касается оборотных средств, то управляющую сбором тары организацию создала гильдия пивоваров Литвы. Пивовары взялись покрыть «кассовый разрыв» и даже не стали привлекать каких–то сторонних кредиторов.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter